Конечно, ЦСКА большой мастер по этой части. Мы помним возвращения Вагнера, Думбия – они получались полезными, а в какие-то мгновения выглядели даже триумфально. Потому и ещё одна такая же история, с Ахмедом Мусой в главной роли, вроде бы обречена на успех. Действительно, а какие могут быть риски? Его тут все знают, он всех знает: немного вспомнить на поле, как это было раньше – и вперёд, к новым голам и медалям!
Но приглядевшись внимательней, мы обнаружим, что нынешний сюжет отличен от предыдущих. Вагнер вообще отъезжал в Бразилию в аренду, попутно, как правило, продлевая контракт с ЦСКА. На родине он поправлял дела душевные и семейные, но рабочим местом, кормильцем продолжал считать армейский клуб. Думбия в Рим отправлялся вроде бы насовсем, но в Москву вернулся по первому же зову. А вот с Мусой всё не так.
Предложение ЦСКА он ведь сейчас получает не в первый раз. И прошлой зимой получал, когда за полгода в «Лестере» стало ясно, что дела на новом месте не очень складываются. И минувшим летом. Причём это не слухи – Роман Бабаев подтверждал официально. Но Ахмед всякий раз отказывал. Да и сейчас, как видим, соглашаться не спешит.
Очевидно: обратно ему не хочется. То ли в Россию, то ли в РФПЛ, то ли в ЦСКА – но только не хочется, и всё.
Один мотив на поверхности – зарплата. И не зная точных цифр, общую логику уловить можно. В ЦСКА, где больших денег стараются не платить даже Акинфееву, сверхдоходами нигериец явно не был обременён. Новый контракт от лета 2015-го наверняка стал грузнее по сравнению с изначальным, но едва ли принципиально. А в Англию Муса прибыл в звании самого дорогого приобретения действующего чемпиона АПЛ – понятно, что и жалование предполагалось соответствующее. Не исключено, с переездом из Москвы в Лестер его доходы выросли раза в три-четыре, и обратное отступление в планы Ахмеда, конечно, не входило.
Другой момент – собственно футбол. Судя по всему, Муса был крепко настроен утвердиться в Англии, в самой преуспевающей лиге мира. Он был уверен в себе и, возможно, в глубине души даже не сомневался в успехе. Вспомним, с чего началась его история в «Лестере» – с дубля в ворота «Барселоны» в летнем выставочном матче. И когда уже в сезоне что-то пошло не так, он вполне мог списать это на сложности адаптации: не вышло с первого раза – выйдет со второго…
Но чем дальше, тем кислее становились его дела. Если в прошлом сезоне на его счету было три десятка игр (пусть в основном и неполных), то в нынешнем за первую команду он вышел лишь однажды – ещё в августе на стартовом этапе Кубка лиги. И с тех пор играет разве что за молодёжную команду «Лестера», да и таких-то матчей у него набралось немного – всего 6.
Летом 2016-го он уезжал из Москвы навсегда. В его жизненных планах возвращение не значилось. Его ждал другой мир, яркий и богатый, который он был намерен покорить и где был намерен задержаться. Он словно парил тогда над землёй, как привык это делать на зелёном газоне, улетая от защитников.
А вот теперь он стреножен. И до такой степени прижат жизнью к стенке, что вынужден делать то, чего категорически не собирался. Если бы не чемпионат мира, он, наверное, так и продолжал бы искать шансы в Англии, но тут ставка слишком высока, а Россия – решение, лежащее на поверхности. И приходится идти против себя.
К тому же изменился и ЦСКА. Да, с Виктором Гончаренко они знакомы, поскольку тот был в тренерском штабе в последний для Ахмеда армейский сезон. Но всё же главным для Мусы тренером всегда оставался Леонид Слуцкий. Это он знал к нему подходы, человеческие и игровые, это он сделал из него того мастера, на которого не пожалел денег чемпион Англии. А как-то всё сложится с другим? В АПЛ он ведь почувствовал, что такое фактор тренера: с первым, Клаудио Раньери, контакт у него был – со всеми последующими отсутствовал.
Хотя зерно сюжета, пожалуй, всё же не в команде.
Из ЦСКА Муса уезжал с расправленными крыльями, а возвращается с подрезанными. Уезжал победителем – возвращается проигравшим.
Осталось ли в нём ощущение полёта? Осталось ли то, ради чегоЦСКА стремится его вернуть?