Все как всегда. Хотя именно у этой встречи был идеальный шанс запомниться:
1. Только что закончился чемпионат мира. Акинфеев, Игнашевич, Головин, Дзагоев и Марио – герои. В их честь душевно гремели на Воробьевых горах. Снова увидеть их, но уже на клубной территории, погреметь еще сильнее – отличный импульс перед новым сезоном.
2. Проводы легенд – братьев и Игнашевича. Намечались слезы, воспоминания и благородное «Спасибо».
3. За два дня до встречи на бесплатный товарищеский матч против «Енисея» пришли восемь тысяч болельщиков. Заполнился фанатский сектор, принесли флаги и растяжки, били в барабан и пели весь матч.
4. Возникла надежда, что ЦСКА наконец пошел в маркетинговую атаку. В прошлом году перед матчами появились развлечения: живая музыка, детская зона, клетки для уличного футбола, игровые приставки, фудтрак с бургерами и хот-догами. ЦСКА первым из российских клубов протестировал доставку еды прямо на зрительское место, запустил коллаборацию с «Тинькофф Банком»: на дебетовую карту, которая одновременно еще и абонемент, за покупки начисляются бонусные баллы «БитКони» – потом их можно обменять на билеты, атрибутику и приятные подарки вроде участия ребенка в мастер-классе игроков ЦСКА.
Но нет. Встречу с болельщиками в июле 2018 года провели как в июле 2012-го.
Прошлогодние скатерти были неровно постелены на деревянные столы, напоминающие школьные парты (за ними перед трибуной сидели боссы – Гинер, Гончаренко, Бабаев, ветеран клуба Владимир Пономарев). Неудобная логистика: перед выходом на награждение игроки тормозили, двигая стулья и мешая соседям (выглядело неловко). За пресс-волом половина трибуны видела заготовленные сюрпризы: цветы для женской команды и подарочные пакеты фанатам (спасибо, интересно).
Да, проскакивали милые вещи: военные советские песни действительно могут кому-то нравиться; всеобщее «Ху» во время представления исландского новичка Магнуссона – сильно и до мурашек; остроумное «Савельич, чувствуешь, потеплело?» от пресс-атташе ЦСКА Сергея Аксенова в адрес Виктора Онопко, которому раньше вспоминали спартаковское прошлое, а теперь аплодировали. За пределами этого – непродуманный утренник, скука и болельщики, ушедшие в мобильные телефоны.
Вот 7 причин, почему ЦСКА должно быть стыдно за такую встречу с болельщиками:
1. Главное, что вы должны знать: на церемонии проводов Игнашевича и братьев Березуцких (фанаты заранее призывали друг друга делать баннеры) не было Алексея Березуцкого. Логично, что не было Вернблума, Натхо и Мусы – они ищут новые клубы или возвращаются в старые. Но как провожать легенд без легенд? Болельщикам ничего не объяснили. Василий получал медаль и благодарил трибуны за двоих.
Расставание с легендами не получилось. Акция клуба – два ностальгических ролика с голами, подкатами и победами братьев и Игнашевича. Кто-то скажет, приятная грусть, но я скажу, что от видео и таких моментов прощания должны выступать слезы вообще у всех. К этому болельщиков не подвели. Ни словами одноклубников или тренера, ни видеоприветами от бывших партнеров, ни героической музыкой.
Игнашевич порадовал, что остается в клубе: «Не совсем прощаюсь, меняю футбол на тренерство. Жду тренировку в качестве тренера второй команды ЦСКА. Скорее всего, она будет уже послезавтра».
2. Новичкам (Магнуссону, Бекао и Бийолу) вручали футболки предыдущего сезона с обновленным шрифтом и логотипом РПЛ (а не РФПЛ), хотя клуб сменил технического спонсора: вместо adidas будет Umbro. Новую форму никто до сих пор не видел. По словам официального сайта ЦСКА, увидим только в первом матче Лиги чемпионов, то есть в сентябре.
Сравнения поищем у конкурентов: «Локо» и «Спартак» презентовали новую форму в тот же день (в понедельник). На Sports.ru по их итогам вышли два поста про спартаковскую горизонтальную полосу и отсутствие зеленого комплекта у «Локомотива». Так клубы вместе с техническими спонсорами придумали инфоповоды и продвинули новую коллекцию. Даже в «Торпедо» (это ПФЛ) выпустили ретро-ролик про новую форму. «Зенит» вообще играл в новом цвете последний матч предыдущего сезона.
3. Церемонию затянули. Самая загадочная часть – продублированная перекличка всей команды. Имена игроков, тренеров и персонала назвали сначала в качестве приветствия, потом – во время награждения серебряными медалями. Знать имена массажистов и физиотерапевтов любимого клуба – важно. Но зачем подавать так сухо? Без музыки, без интерактива, болельщикам не предлагали выкрикнуть фамилию. На табло все время просто транслировали встречу, не используя никакие дополнительные эффекты.
Ко встрече с болельщиками клуб не заготовил ничего – больше было похоже на обязательный отчет, а не церемонию открытия нового сезона.
4. Фанатам, откатавшим золотой сезон (посетили все матчи чемпионата России), подарили формы одинакового размера, хотя среди них были и девушки, и парни разного роста. Благодарить болельщиков – правильно, но делать это надо чуть ответственнее.
Как надо, на прошлой неделе показал «Уотфорд». Он подарил своим самым преданным болельщикам (19 выездов в прошлом году) третью форму нового сезона, а в приложенном письме уточнил: если вам не подошел размер, свяжитесь с клубом, вам поменяют футболку.
5. Игроки были одеты по-разному. Новичок Магнуссон пришел в шортах, Игнашевич надел строгий костюм. Даже если заявлена встреча без галстука, можно было бы продумать на одежде игроков любые отсылки к клубу.
6. Президент РПЛ Сергей Прядкин ушел сразу после награждения серебряными медалями. Шагал через все поле. Секунд 20 все ждали, когда он уйдет.
Щенников вручил абонемент победителю клубного конкурса прогнозов: игрок встал с места, пробрался через стулья, взял белый конверт, передал болельщику и вернулся на место. Встреча с кумирами явно затягивалась.
7. Ноль общения между игроками и болельщиками = у таких встреч нет смысла. Видеть футболистов с трибуны можно и во время матча: там они хотя бы бегут, а тут молча сидят и аплодируют. До игроков ЦСКА невозможно дотронуться, взять автограф, сфотографироваться, наконец, просто поговорить. На встрече с болельщиками это почему-то не запланировано, хотя в 2013-м и 2014-м все было. Пресс-атташе еще до начала встречи предупредил, что сегодня автограф-сессии не будет. Их клуб на протяжении сезона проводит в фирменном магазине.
Вопросы из соцсетей зачитывали только Гинер, Гончаренко и Бабаев. Их спрашивали про качество газона, на какой позиции представляет себя Гинер (пошутил, что с детства играет «заворотнего бека»), будут ли скидки на билеты при предъявлении военного билета (Бабаев сказал, что подумает). И всего один живой момент: цитата Гинера «Деньги есть, не переживайте».
В финале – снова любовь на расстоянии. Болельщиков так и не подпустили к игрокам. Подходил только Игнашевич, чтобы получить портрет от персональной болельщицы. Игроки похлопали трибуне, развернулись и ушли.
Атмосферу создал не клуб, а болельщики. Фаны принесли барабан и заряжали «ЦСКА всегда будет первым». Они же за свой счет нарисовали баннер в честь братьев и Игнашевича: «В истории – творцы побед, в сердцах – родные парни». Получается, что и мощное фото в армейских соцсетях – Березуцкий со спины, перед ним баннер – получилось только благодаря фанатам.
Так большой и очень успешный клуб из Москвы открыл сезон.
В субботу простой голландский АЗ, который девять лет не был чемпионом и сейчас играет в квалификации Лиги Европы, показал, как на самом деле легко радоваться вместе с болельщиками.
Встречу с народом в Алкмаре разделили на четыре части:
1. Футбол на поле с надувными бортами и воротами для детей.
2. Аттракционы в стиле передачи «Жестокие игры»: полосы препятствий, батуты и так далее. Дети вращались в надувных шарах, пили бесплатный лимонад, наносили переводные картинки с символикой АЗ в детской тату-студии и занимались с фитнес-тренерами от технического спонсора Under Armour. Взрослые тусили в зоне 18+, где наслаждались пивом и живым диджей-сетом, или в спонсорской зоне BMW, где можно было посидеть в лучших машинах.
3. Автограф-сессия и общение с игроками.
4. Часовой товарищеский матч между игроками АЗ в красной и желтой форме: немного основы + молодежка.
Бонусы – бесплатная парковка и стоянка велосипедов.
Лучший показатель качества – пришло много детей. Посмотрите на безумное количество разбросанной детской обуви.Так рождается максимальная любовь к клубу.
Лучше планировать и думать про болельщиков, чем из года в год делать одно и то же.