Кажется, мы стали привыкать к тому, что Виктор Гончаренко даёт результат в любых условиях. После успешного клубного сезона и достойного выступления «сборников» на чемпионате мира главный тренер ЦСКА столкнулся с ещё более жёсткими проблемами в составе — команда полностью поменяла тройку центральных защитников, потеряла нескольких ключевых для развития атак игроков. Переход на новый уровень сложности даётся Гончаренко нелегко. Вчера «армейцы» уступили «Ростову» и после двух туров плетутся внизу таблицы, не забив ни одного гола. Разбираемся в проблемах ЦСКА и хвалим команду Валерия Карпина.
Не своим делом
«Нужно заниматься тем, что лучше всего умеешь».
Слова Кирилла Набабкина трёхлетней давности лучше всего описывают впечатления от его игры в середине поля. Вряд ли Кирилл когда-нибудь поднялся бы в опорную зону, не будь он игроком Гончаренко, тренера, требующего от своих подопечных тактическую гибкость. С Набабкиным на острие треугольника полузащитников ЦСКА со старта создал себе проблемы в структуре позиционной атаки.
Во-первых, опускавшийся к тройке защитников и формировавший тем самым билд-ап 3-1 Набабкин не обладает таким качественным первым пасом, какой есть у тех же Бистровича иБийола. Во-вторых, игрок, выступающий не на своей позиции, априори слабое место в составе. Поэтому неудивительно, что именно приём мяча Кириллом стал триггером прессинга «Ростова». Возле не самого техничного игрока оказывалось до 5 ростовчан, вынуждая Набабкина как можно быстрее избавляться от мяча.
Практически всегда гости имели численное преимущество в середине поля. Первые две линии «Ростова» выстраивались 3-2. Ионов и Салетрос играли по крайним центральным защитникам ЦСКА, накрывая возможные передачи через два вертикальных канала. Набабкина, если он не опускался за мячом, опекал Сигурдарсон. Гацкан персонально ориентировался на Бистровича, Ионов старался перекрывать собой траектории передач на Бийола. Функции ростовчан в позиционной обороне плавающие и скорее привязаны к занимаемым позициям, поэтому здесь была важна быстрая передача друг другу сферы ответственности. Отдельный респект за это капитану «Ростова» Александру Гацкану, который весь матч руководил перестроениями полузащиты и атаки своей команды.
Набабкин редко играл в одно касание, хотя это помогло бы разнообразить билд-ап команды. Бийол ещё в первом тайме несколько раз здорово открывался между линиями и при правильном движении Кирилла и быстрых отыгрышах мог бы получать мяч от одного из центральных защитников ЦСКА.
Шаблонность атак ЦСКА
Против такого среднего блока у «армейцев» мало что получалось. Покинувший команду Витиньоне был идеальным нападающим. Игрок жадничал, заигрывался и передерживал мяч, часто необоснованно бил из невыгодных позиций, но в его отсутствие ЦСКА лишился связующего игрока между линией полузащиты и атаки. Попробовавший себя в этой роли Чалов оказался слишком малоподвижен и очень редко предлагал себя между линиями, а лонгболлы на низкорослого относительно центральных защитников «Ростова» Ефремова ни к чему не приводили.
При этом Чалов всё так же хорош в темповых атаках. Нападающий отлично отыгрывался в одно касание при быстром переходе и открывался в свободную зону, а при позиционной атаке навязывал борьбу с центральными защитниками под подбор кем-то из партнёров. Последним команда стала пользоваться только с выходом Абеля Эрнандеса.
Ещё один вариант перевода мяча в финальную треть от ЦСКА уже привычен. «Армейцы» коллективно готовят диагональ на Фернандеса: Набабкин смещается ближе к центральному кругу, пытаясь увести за собой игрока, Бистрович уходит в левый полуфланг. Идея заключается в том, чтобы создать изоляцию для Фернандеса, но приём хозяев настолько отработан, насколько отработано и противодействие ему. У Магнуссона очень качественная техника исполнения лонгболлов, но довольно медленный подход к мячу. Когда мяч в ногах у исландца, игрокам «Ростова» хватает времени, чтобы понять намерения защитника и начать смещение ближе к флангу Фернандеса. К моменту приёма мяча Марио в зоне мяча уже численное преимущество ростовчан.
Диагонали на Фернандеса известны каждому тренеру РПЛ. Но пока что Марио – Аррьен Роббеннашего чемпионата, с которым соперники ЦСКА всё ещё испытывают большие трудности в противодействии этой комбинации. Тем более «Ростов» Валерия Карпина, решившего не жертвовать атакующим потенциалом своего фланга, чтобы сдержать самого опасного игрока хозяев. Скопинцев отдал голевую передачу и несколько раз дриблингом здорово оставлял за спиной Фернандеса, но в остальном уступал ему. Особенно вверху – Марио выиграл 13 единоборств «на втором этаже», большинство из них практически без борьбы. ЦСКА не всегда пользовался этим преимуществом из-за слишком глубоко посаженной линии полузащиты и периодическими выключениями из игры Ефремова. Непонятно отсутствие игроков в зоне перед штрафной, учитывая, что диагональ наиграна и работает.
Атака «Ростова» — тактическая гибкость и использование ошибок
Нельзя сказать, что команда Валерия Карпина намного эффективнее распоряжалась мячом в редких позиционных атаках, скорее гибко реагировала на ходы оппонента и лучше наказывала его за ошибки. С самого начала матча ЦСКА включился в интенсивное движение на чужой половине поля с целью завести крайнего центрального защитника в прессинг-ловушку – кто-то из пары Бийол-Бистрович плотно играл по Гацкану, второй из них вместе с Ефремовым насыщал зону крайнего защитника, на которого Чалов провоцирует передачу. «Ростов» отреагировал на это смещением Юсупова в глубину. У Сигурдссона появлялся дополнительный вариант для передачи в ширину, обладающий хорошей техникой паса Юсупов мог либо бросать мяч в зону наПаршивлюка, либо переводить на противоположного крайнего центрального защитника.
Идея прессинга на чужой половине поля в его коллективности. Если выпадает хотя бы один человек, не только пропадает смысл затеи, но также появляется риск получить передачу в освободившиеся зоны. Так и вышло в первом голе, когда на своей трети поля ростовчане вышли из-под давления на фланге с подключением Щенникова. Ошибку допустил Бистрович, не сместившийся ближе к свободному Гацкану. У капитана «Ростова» было время повернуть голову, чтобы оценить ситуацию у себя за спиной, и найти Ионова, начавшего открываться за спину защитника ЦСКА.
При преодолении первой линии прессинга «Ростов» часто использовал сдвоенный фланг. Особенно часто это практиковали Юсупов и Паршивлюк. Дальше атака развивалась по ситуации. Первый сценарий: фуллбек «Ростова» и кто-то из пары Юсупов — Салетрос в зависимости от фланга атаки отвлекали на себя внимание сразу двух центральных полузащитников хозяев и направляли мяч в освободившуюся зону.
Второй сценарий: кто-то из нападающих «Ростова» получает мяч от фуллбека, делает заброс во фланг на сместившегося туда Юсупова и следует туда же, чтобы поджать зону на случай, если центральный защитник ЦСКА будет первым на мяче.
Третий сценарий: всё тот же поиск ошибок «армейцев». Самая очевидная из них произошла в первом тайме, когда передачу на Ионова бросились накрывать и Набабкин, и Чернов, оставив одного Сигурдарсона на линии с последним защитником. Кстати, Бистрович снова недоработал эпизод, трусцой возвращаясь в опорную зону.
Матч-менеджмент Гончаренко и ответ Карпина
Во второй тайме Виктор Гончаренко двойной заменой изменил характер встречи. Набабкин ушёл на более привычную позицию левого защитника, играть шестёркой опустился Бистрович, пару Бийолу составил подвижный Ахметов, а под Чалова вышел новичок команды Абель Эрнандес.
По первому впечатлению Абель – отличная замена Витиньо. Уругваец техничен, обладает хорошей стартовой скоростью, чувствует свободные зоны для рывка и потенциального подключения партнёра. При этом Абель не жадный, лишь раз ему можно предъявить претензию за неправильную оценку ситуации, когда вместо удара из-за пределов штрафной можно было дать проникающую передачу на Чалова.
С Бистровичем в глубине открывания Бийола стали награждаться передачами чаще, Валерий Карпин в середине второго тайма даже вынужден был приставить к нему вышедшего второй шестёркой Тимофея Калачёва. Бийол и Бистрович отреагировали на это рокировкой, но делали это так медленно, что ветерану «Ростова» нужно было сильно постараться, чтобы запутаться и освободить свою зону.
Тимофей Калачёв имел чёткую установку при позиционной обороне. В атаке же белорус без привязки к правому полуфлангу, где располагался номинально, очень гибко реагировал на ситуацию, заполняя освободившиеся зоны. Большой мастер.
Свою игру ЦСКА нащупал во второй половине второго тайма, когда «Ростов» сел в низкий блок, слишком рано задумавшись об удержании счёта. Лучше всех проявил себя Бийол, когда опустился чуть ниже, освободившись от оставившего его Калачёва. У словенца поставленный средний пас, с помощью которого ЦСКА создал один из самых опасных моментов у ворот Абаева, когда Бийол нашёл набегающего в штрафную Ахметова.
В Словении Бийол зарекомендовал себе как цепкий опорник с потенциалом развития в глубинного плеймекера. У словенца часто проскакивают качественные средние и длинные передачи, к тому же как минимум в местном чемпионате он был устойчив в прессинге. Кажется, у Виктора Гончаренко есть очевидное решение на позицию шестёрки. Понятно желание главного тренера ЦСКА прокачать своего игрока в финальной трети, но в таком случае клубу стоит задуматься о достойной альтернативе в опорной зоне. А Кирилл Набабкин пусть занимается своим делом.