Принципы и ресурсы, благодаря которым клуб может оставаться на вершине футбольной пирамиды своей страны, всегда разные. Кто-то, как «Бавария», может сочетать отбор элитных игроков с покупками лучших футболистов внутреннего рынка. Кто-то стремится преобразовать команду раз в два-три года, чтобы обновить стимулы для оставшихся — такой принцип, например, декларирует один из главных умов трансферного рынка мира Мончи. Кому-то важно покупать исключительно готовых звёзд — этот принцип привёл к расслоению в европейском клубном футболе, но с точки зрения покупателей он всё равно верен: они добавляют в качестве.
Стиль ЦСКА последние лет 15 не менялся. Клуб делал ставку на командную сыгранность, яркие отличительные особенности основных футболистов и универсализм тех, что остаются в ротации. С этой точки зрения даже арендный переход Ласина Траоре был объяснимым: у ивуарийца благодаря росту есть яркие выделяющие навыки-маркеры. Да, ставка на них не сыграла совершенно, но с точки зрения селекции это был объяснимый ход.
Этим летом ЦСКА пришлось меняться. Команду покинула вся оборона, которая защищала ворота эти самые 15 лет, главная молодая звезда из сердца полузащиты и ключевой футболист, способный сыграть на всех позициях. В условиях не лучшей финансовой ситуации ЦСКА необходимо было очень гибко извернуться, чтобы не откатиться в таблице чемпионата России. Деньги от продажи Александра Головина и прямого попадания в Лигу чемпионов не гарантировали ничего — чтобы они работали, нужно было единоразово и массово их вложить, чего ЦСКА не делал давно. Были опасения, что селекционная служба клуба, давно не жившая в состоянии активного поиска, не справится. Сегодня, в последний день трансферного окна, можно сказать: ЦСКА провёл лето даже лучше, чем можно было себе представить.
Вот какие принципы соблюдал ЦСКА при поиске новичков.
1. Начни работу с той зоны, от которой отталкивается тренер
ЦСКА затрещал по всем линиям — ушли защитники, ушли полузащитники, ушли нападающие. Необходимо было с чего-то начинать, и здесь селекционная служба и менеджмент клуба исходили из того, какой у команды тренер. Виктор Гончаренко, несмотря на стереотипы, — достаточно смелый и созидательно настроенный тренер, у которого схема с тремя центральными защитниками — это именно 3-Х-Х, а не 5-Х-Х. Ему ещё больше, чем оборонительно настроенному тренеру, был необходим набор защитников. Здесь нет противоречия: прежде, чем строить атаку, необходимо определиться с оборонительными действиями, где многое будет отдаваться индивидуальной игре. Футболисты «Аякса», дошедшего до финала Лиги Европы, жаловались, что на первых сборах в том сезоне Петер Бош работал почти исключительно с защитниками, а сам тренер признавал, что не может переходить к работе над командным созиданием, пока не добьётся понимания у защитников. И это говорил Петер Бош, один из самых зацикленных на созидании тренеров Европы.
Поэтому первым делом ЦСКА нужны были защитники. Если бы трансферная кампания началась с приобретений Абеля, Влашича и Сигурдссона, а оборонительные игроки подъехали бы сильно позже, команда не смогла бы так быстро вкатиться в сезон — возможно, ей вообще бы пришлось потратить год впустую, чтобы притереться друг к другу. Это к Курбану Бердыеву, например, защитников можно привозить в последний день трансферного окна, и они сразу заиграют, как было с Михой Мевлей, — потому что у Бердыева важна командная оборона. У Гончаренко защитники должны знать, как действовать один в один, два в три и три в четыре, чтобы быть наиболее подготовленными к игре в основном составе
2. Определи ключевую потерю и постарайся найти на неё похожего футболиста
Игнашевич, братья, Головин и Муса — это мощные удары по ЦСКА, но ключевой потерей для команды был всё же уход Понтуса Вернблума, вокруг которого можно был строить ту самую смелую игру и знать, что швед сумеет подчистить при потере. При Гончаренко Вернблум перестал быть исключительно ролевиком, как у Слуцкого, и превратился в одного из пяти-семи лучших по качеству футболистов нашего чемпионата, он диктовал успешность ЦСКА.
В целом путь «найди второго Бускетса/Месси/Нойера/etc.» достаточно губительный, но только в том случае, когда футболист в центре отлаженной системы долгое время определял результат, можно рискнуть и поискать похожего на него игрока. Так ЦСКА вышел на Яку Бийола — словенского проспекта с жёстким и иногда жестоким отбором, твёрдо стоящими на земле ногами и отлично для своего возраста развитой концентрацией и умением читать игру. В целом набор его качеств очень похож на вернблумовский, и учитывая, что ЦСКА набрал достаточное количество футболистовв в центральную зону, у Гончаренко есть возможность экспериментировать, вызывая в новичке дух уехавшего в Салоники шведа. Более того, у Бийола есть качество, которое из-за отказа от риска Вернблум использовал крайне редко. Яка успевает поднять голову и первым делом ищет смелый пас вперёд. И это его умение укладывается в третий принцип селекции ЦСКА этим летом.
3. Определи ключевой навык, по которому будешь подбирать футболистов
Этот принцип соблюдался ЦСКА всегда при добавлении новых лиц в команду — чтобы быстрее адаптировать их в коллектив и развить силу состава, нужно брать тех, у кого есть схожие с остальными игроками навыки. Летом ЦСКА сделал ставку на поиск мобильных футболистов — это понятно и из списка приобретений, это частично подтверждается словами скаута армейцев Андрея Мовсесьяна, сказанных в интервью «Матч ТВ»: «Был сделан акцент на скорости, потому что нужно было убыстрить команду».
Под скоростью здесь понимается не только объём рывочной работы и дистанционная скорость, но и скорость мышления. И Влашич, и Бийол, и Сигурдссон, и даже защитник Магнуссон склонны к быстрому продвижению мяча вперёд, в своих командах они были в лидерах по числу конструктивных передач. ЦСКА перестраивается на новый футбол, исходя из предпочтений Гончаренко, и подбирает футболистов с похожим выраженным навыком, чтобы минимально зависеть от травм и плохой формы того или иного лидера. Возможность для ротации, которая с возвращением Кучаева в кои-то веки станет реальной для тренера ЦСКА, делает перспективы команды интересными. Клуб максимально адекватно распорядился деньгами в своих непростых условиях и уже сейчас близок к тому, чтобы выйти на казавшуюся ушедшей навсегда проектную мощность.