В первую неделю октября Никола Влашич успел многое.
Забил «Реалу» победный гол в Лиге чемпионовОбменялся футболками с Лукой МодричемБыл признан лучшим игроком сентября в РПЛСтал лучшим футболистом ЦСКА — тоже за сентябрьОтметил 21-й день рождения
Влашич — один из самых одаренных хорватских юношей, пожалуй, главная звезда чемпионата России и точно — основная сила ЦСКА. Фанаты «Эвертона» сокрушаются, как Ника отпустили в Россию — а фанаты ЦСКА грустят, что аренда Влашича кончится уже летом. Перед тем, как отметить день рождения, Никола уделил время корреспондентам Sport24 Александру Муйжнеку и Павлу Гуревичу.
— Гол в ворота «Реала» и победа над ним — высшая на сегодня точка вашей карьеры?
— «Реал» — лучший клуб мира! Естественно, забить ему гол — уже большое достижение. Мы показали «Реалу», что тоже можем хорошо играть в футбол. Все в команде очень счастливы такой великой победе.
— Ваши слова: «Гончаренко каждый день повторял нам, что мы способны обыграть «Реал». Это фигура речи?
— Так и было. Тренер повторял эту фразу снова и снова, день за днем, вплоть до стартового свистка. Чтобы мы действительно поверили, что такое возможно. Гончаренко говорил: «Вы должны биться на поле, покажите им, вы можете победить!» Все получилось.
— Гончаренко предрек, что после таких серьезных побед может наступить эмоциональный спад. Как его избежать?
— Поверьте, он уже рассказал нам об этом. Да, у нас очень молодая команда, но спада не будет. Ведь мы движемся только вперед, улучшаем свое мастерство каждый день. Все игроки в команде любят свою работу, наслаждаются футболом. ЦСКА станет только лучше, вот увидите.
— Никто так и не понял: что Акинфеев сказал судье, чтобы заслужить две желтые карточки? Что там вообще случилось?
— Наш капитан выразил недовольство судье, который не зафиксировал фол Варана на Бекао. Хацеган тут же показал Акинфееву первую желтую. Дальше Игорь что-то сказал, но не судье! А тот показал вторую карточку.
Это были всего лишь эмоции, ни к кому не обращенные. Видимо, арбитр подумал, что Игорь сказал что-то именно ему. Во всяком случае, я увидел ситуацию именно так.
— Акинфеев покидал поле разъяренным. Бушевал в раздевалке?
— Он вместе с нами радовался этой великой победе. Конечно, в душе Игорь грустил, так как теперь пропустит следующий матч (с «Ромой» 23 октября). Нам будет очень не хватать нашего лидера. Игорь очень важен для команды. Будем стараться завоевать три очка в том числе и ради него.
— Модрич после игры поздравил вас с победой. Когда вы познакомились?
— Лука знает обо мне достаточно давно. Но лично мы встретились впервые лишь в ноябре прошлого года, когда меня вызвали в сборную на отборочные матчи чемпионата мира-2018. Не подумайте, мы не близкие друзья. В «Лужниках» он просто поздравил меня с победой и голом.
— Модрич признан лучшим игроком мира по версии ФИФА. «Золотой мяч» он тоже заслужил?
— Конечно, Лука лучший в мире!
— Какими качествами Модрича вы восхищаетесь особенно?
— У Луки невозможно отнять мяч. И он диктует темп игры. У него другая манера, в отличие от Месси и Роналду. Хотя нет, Лео тоже диктует темп. Модрич творит в центре поля, чтобы его партнеры — Бензема, Бэйл — смогли забить. Такой креатив, как у Луки — лучшее, что только может быть в футболе.
— Вы пытались перенять у Модрича какие-то качества?
— Видение поля — у Луки всегда глаза на затылке. И скорость мышления. Он предвидит все на шаг вперед. Кажется, что у Модрича всегда на пару секунд больше, чем у остальных на поле. Мечтаю быть хотя бы в чем-то так хорош, как Лука.
Пионеротряд
— Гончаренко назвал вас «лидером пионеротряда» — притом, что вы не сильно старше остальных. Как все пришло к этому так быстро?
— Не было такого, что я пришел и сказал: «Так, ребята, теперь я ваш новый лидер». Я стараюсь показать себя на поле, и если партнеры это признают, то хорошо. Мне очень лестны слова нашего тренера, я счастлив слышать от него подобное.
— Болельщики ЦСКА уже предлагают скинуться на ваш трансфер. Как вам идея?
— Безумная! Очень люблю наших фанатов. Но думаю, делать это пока не обязательно. Еще слишком рано говорить о чем-то: сезон только стартовал.
— Но все идет к тому, что лето ЦСКА вас потеряет. Что должно произойти, чтобы вы остались?
— Не знаю, что нужно делать [ЦСКА]. Это дела клубов. Если спрашиваете меня — я очень счастлив в ЦСКА, меня отлично приняли в клубе и игроки, и руководство, и фанаты. Сейчас ЦСКА — мой дом. Но еще раз повторюсь: еще слишком рано загадывать. Я сосредоточен только на том, чтобы показывать свою лучшую игру в матчах за ЦСКА.
Пашалич, Олич, Плетикоса
— В воскресенье вам играть с «Локомотивом». Смотрели их матч с «Шальке»?
— Если честно — нет, узнал только счет. Я в курсе, что клуб стал чемпионом в прошлом сезоне. У них играет Чорлука, я его знаю, это отличный футболист!
— Общаетесь с ним?
— Когда я вызывался в сборную, Чарли лечил травму. Зато я близко дружу с Пашаличем, который выступал за «Спартак» в прошлом сезоне и играл против «Локомотива». Марио рассказывал мне, что это хорошая команда с сильными защитниками. Но если мы сыграем слаженно и грамотно, то победим. Вообще, если всегда будем показывать тот уровень, что и в матче с «Реалом», будем побеждать в каждой игре.
— Вы играли с Пашаличем в «Хайдуке» и сборной. Это он посоветовал вам перебраться в Москву?
— Когда принимал окончательное решение о трансфере в ЦСКА — нет. Марио сам находился в этот момент в поисках нового клуба. После перехода в «Аталанту» он поздравил меня и рассказал немного о Москве. А о России мы общались, когда Пашалич еще играл в «Спартаке».
— Не расстроился из-за того, что ты перешел не в «Спартак», а в ЦСКА?
— Хах, не думаю! Мне кажется, он не так сильно полюбил «Спартак», чтобы тот запал ему в сердце.
Я следил за Пашаличем в «Спартаке», знаю, что он забивал в дерби. После декабрьских матчей Лиги чемпионов ЦСКА проиграл «Спартаку» 0:3 (Марио тогда забил последний гол). Но моя нынешняя команда была тогда на голову сильнее соперника. Я серьезно! До сих пор не понимаю, почему случился такой счет.
— Правда, что Олич уговаривал вас перейти в ЦСКА?
— Это не так. Мы с Ивицей не более чем приятели. Но я знаю, что Олич — легенда ЦСКА. Следил за ним уже в «Баварии». Это потрясающий форвард, не зря болельщики ЦСКА так любят его. Сейчас он помощник Далича в сборной.
— А с земляком Плетикосой знакомы?
— Он ровесник Олича, так что мы не особенно дружим. Помню его игры за сборную Хорватии и «Ростов», а сейчас слушаю его комментарии Лиги чемпионов — Стипе работает на хорватском ТВ.
Дерби
— Олич рос на игре Роналдо, Шукера и Бобана. На кого вы равнялись?
— Немного помню Бобана. Но в моем детстве все уже следили за Модричем. Помню, как он перешел из «Динамо» в «Тоттенхэм». Тогда-то я я начал часто смотреть футбол, чемпионаты Англии и Испании. До того не было такого — «ой, сейчас будет играть такая-то команда, я пошел домой смотреть». Нет, я с утра до вечера пинал мяч.
— Ваш отец Йошко — рекордсмен Хорватии в десятиборье — водил вас на матчи «Хайдука»?
— Конечно. Помню, как мы ходили на дерби с загребским «Динамо». Я тогда был совсем маленьким — лет пять-шесть. И получил такие эмоции, что всю ночь не мог заснуть. А «Хайдук» забил — это было просто ух!
— Какое дерби круче — «Хайдук» — «Динамо» или ЦСКА — «Спартак»?
— Хорватское. Поймите, я люблю ЦСКА, но мой клуб — «Хайдук», с самого детства. Когда я еще ребенком только слышал о матче с «Динамо», мне хотелось кого-то укусить. Это просто непередаваемые эмоции. А сколько пиротехники на наших дерби, видели? Ее жгут всю игру!
— Дерби, которое вы запомните на всю жизнь?
— «Динамо» сейчас ведущая команда Хорватии. У них больше денег, чем у других, они постоянно в Лиге чемпионов. Помню сезон, когда «Динамо» было прямо на ходу и встречалось с «Хайдуком». В нашем составе на поле вышло семь футболистов от 18 до 20 лет. И мы выиграли 1:0! Стадион «Полюд» просто сошел с ума.
Йошко и Бланка
— Вы начинали в «Омладинаце», где, по подсчетам Йошко, настреляли 30 тысяч голов. Это вместе с тренировками?
— Это не только в «Омладинаце», а в целом на юношеском уровне, во всех командах. Сколько я на самом деле тогда забил, я не знаю. Боюсь, что не так много. Хотя, помню, клал и по пять-шесть за игру. Тогда мне было всего не больше восьми лет. Безумие!
— Йошко помог «Хайдуку» обзавестись современным оборудованием, чтобы следить за состоянием игроком — в том числе вашим.
— Отец работал в «Хайдуке» тренером. Собственно, он отвечал за физические кондиции игроков в клубной академии. Папа помогал мне не только в «Хайдуке», а всегда и везде. И не только как тренер, но и как отец. Например, когда я решил, что футбол станет делом моей жизни, папа меня поддержал.
16 лет и 9 месяцев было Влашичу, когда он дебютировал в главной команде «Хайдука» и забил «Дандолку». Никола — самый молодой хорват, забивавший в еврокубках
— Йошко представляют в интервью как вашего агента.
— Он всего лишь мой отец. Конечно, он помогает мне во всем, я спрашиваю его совета. Но мои дела он не ведет.
— Но в 2016-м Йошко отговорил вас от перехода в «Тоттенхэм» и «Интер». Как?
— Это были не единственные варианты. Еще зимой 2015-го «Борнмут» предложил за меня «Хайдуку» восемь миллионов [фунтов]. Я посоветовался с папой — он сказал, что еще слишком рано.
Об остальных клубах, вроде «Интера», ходили только разговоры. Но ничего официального. Дело не дошло не то что до предложения, а просто до диалога обо мне между клубами.
— Как на вас повлияла Бланка?
— У нас были отношения, какие и должны быть у старшей сестры и младшего брата. Бланка не брала надо мной шефство. И потом, она постоянно тренировалась и долго выступала.
С шести-семи лет я наблюдал за успехами сестры по телевизору. Каждое из выступлений Бланки для меня важно. Отмечу то, когда она прыгнула на свой рекорд — 2,08. Это было в Загребе, и я находился на трибуне.
— Есть история, что вы выбрали восьмой номер в честь рекорда Бланки.
— Неправда. Я носил восьмерку, еще когда выступал в детской футбольной школе. Эта цифра похожа на знак бесконечность. Мне это понравилось, поэтому я и выбрал номер восемь. Многие думают, что лучший игрок в команде всегда выступает под номером 10, но это не всегда так!
В «Эвертоне» я хотел взять 19-й номер. Но мне сказали, что его придерживают для одного футболиста. Думаю, речь шла о Диего Косте. «Эвертон» пытался подписать его в тот же день, что и меня.
Англия
— 17 августа 2017-го вы играли с «Хайдуком» против «Эвертона» в Лиге Европы. А 31-го «Эвертон» купил вас за десять миллионов фунтов. Чем вы их покорили?
— В первом матче в Ливерпуле мы проиграли 0:2, но я выглядел хорошо. Уже после него «Эвертон» обратился в «Хайдук» по поводу меня — неофициально. После ответной [игры] на моего агента вышли уже с полноценным предложением. Все случилось за два дня. Контракт я подписал перед самым закрытием трансферного окна. Из-за этой спешки за мной с отцом прислали частный самолет — так я успел на медосмотр.
— Рональда Кумана, который позвал вас в «Эвертон», уволили в октябре. С Эллардайсом и Силвой пришлось тяжелее?
— Марку принял команду только летом, так что вместе мы и не поработали. А при Кумане я играл постоянно. И на хорошем уровне, даже если результаты были не очень. Рональд — прекрасный тренер.
Эллардайс предпочитает оборонительный футбол. Только кроссы, только стандарты. Мне сложно было там найти [себя]. Сэму требовались опытные игроки, поигравшие в АПЛ или Чемпионшипе. Я знал, что не заиграю у Эллардайса, но уйти зимой не мог, потому что уже был заигран в том сезоне за два клуба.
Это получилось только летом. Эллардайс ушел, но «Эвертон» вложился в новых игроков. Мы поговорили с Силвой, я озвучил свое желание — играть в каждом матче в стартовом составе. Марку ответил, что не может гарантировать такого. Тогда я попросился в аренду.
— Вы играли против «Арсенала» и «Манчестер Юнайтед», забивали в групповом этапе Лиги Европы. Ваше лучшее воспоминание о времени в «Эвертоне»?
— Приятных моментов там вообще особенно не было, если честно. Я же не играл.
— Главная причина — недоверие Эллардайса?
— Да. В себя-то я всегда верил. На тренировках выкладывался полностью, и тренеры это замечали. Мы [с одноклубниками] перебрасывались словами, и они изумлялись: «Непонятно, почему тебе не доверяют». У меня самого ответа не было. Сэм говорил, что я еще слишком молод, а я знал, что у него мысли только об обороне. Я могу отрабатывать и в защите, но хочу действовать ближе к нападению.
Марку Силва знал, что возглавит «Эвертон», и следил за командой какое-то время. А я последние полгода почти не имел практики. Что он обо мне подумал? «Хороший парень, но я не видел его в деле». У него были свои мысли о будущей команде, он строил планы — и я в них не входил.
— Летом у вас были варианты в Германии, Франции и Италии. Чем вас заманил ЦСКА?
— Клубы я вам не назову: не хочу подставлять игроков, которых взяли в итоге вместо меня. Скажу только, что ни одна из этих команд — не в топе своих чемпионатов. В середине таблицы, а то и внизу. А значит, они больше играют на оборону. А ЦСКА — один из лидеров в России, и мы атакуем.
Я говорил с тренерами каждого из клубов, которые меня хотели. Мне объясняли, на какой позиции хотят меня видеть, но не обещали основной роли. Зато беседа с Гончаренко убедила меня: ЦСКА — отличный шанс. Все решилось примерно за неделю.
Сборная
— С какими эмоциями вы смотрели четвертьфинал чемпионата мира Россия — Хорватия?
— После гола Виды все — и я тоже — уже поверили, что мы победим в экстра-тайме. Но потом этот гол Марио… Трудно было с этим справиться. На мой взгляд, когда ты пропускаешь за пять минут до конца, тебе тяжелее в серии пенальти, чем сопернику. России было проще — но прошли в итоге хорваты.
Ваша сборная на ЧМ мне понравилась. Я не смотрел игру с Испанией, но, насколько знаю, она была похожа на наш матч с «Реалом»! И это тоже было в «Лужниках».
— Сборная оборонялась больше, чем ЦСКА.
— Правда? Но это и понятно: Испания — одна из лучших сборных в мире. Остановить все их атаки — большое достижение.
— Ваш любимый игрок сборной России на ЧМ?
— Мне особенно понравился Черышев. По-моему, Денис был лучшим у вашей команды.
— У вас были шансы попасть на ЧМ?
— Если бы у меня была игровая практика в «Эвертоне» — попал бы, сто процентов.