Чешский футболист Любош Калоуда часть карьеры провел в ЦСКА, он уже повесил бутсы на гвоздь, но с футболом не попрощался. Об армейцах, своей жизни после окончания профессиональной карьеры, Лиге чемпионов и многом другом он рассказал в интервью корреспонденту Sportbox.ru.
— Как у вас дела, Любош? Последним вашим клубом был чешский «Словацко», чем вы занимаетесь теперь?
— Спасибо, все хорошо. К сожалению, моя футбольная карьера подошла к концу. Я закончил играть практически два года назад, но у меня много работы. Основное мое занятие — работа с детьми. Я организую кружки в школах, помимо этого у меня есть собственная академия. Практически круглый год работаю с детьми. До этого я работал комментатором на чешском телевидении, однако стараюсь совмещать эти занятия.
— Вы играли в составе ЦСКА с 2008 по 2011 год, что было достаточно давно. Продолжаете следить за выступлением бывшей команды?
— Конечно! Я регулярно слежу за играми армейцев. Чтобы не быть голословным, я выступал в качестве эксперта и давал интервью одному из изданий в преддверии первой игры ЦСКА и «Виктории», которая проходила в Чехии. Знаю, что в составе команды осталось не так уж и много футболистов, с которыми я играл вместе — опытный Игорь Акинфеев, а также АланДзагоев и Жора Щенников, которые тогда были молодыми. Остальные уже закончили карьеру, и теперь у ЦСКА совершенно другая команда
— Давайте поговорим о переменах. Как вы отреагировали, узнав, что состав армейцев за время летнего трансферного окна кардинально обновился?
— Когда происходят настолько большие перемены, всегда кажется, что команде будет сложно продолжить выступать на высоком уровне. Несмотря на это, ЦСКА идет на третьем месте в турнирной таблице чемпионата России, они обыграли «Зенит» и «Реал». Все это говорит о силе коллектива и его огромном потенциале. Если они продолжат играть вместе этим составом, то в будущем красно-синие снова могут добиваться таких же успехов, которые были в прошлом. Например, тот ЦСКА, в котором играли братья Березуцкие, Сергей Игнашевичи другие футболисты, стал обладателем Кубка УЕФА. Жду, что через год молодые армейцы станут сильной командой, способной добиться успехов не только в России, но и в Европе.
— До старта розыгрыша Лиги чемпионов в России писали, что ЦСКА в группе способен бороться только с «Викторией», но ее считали аутсайдером. Что в Чехии говорили об армейцах?
— В Чехии такого не писали (смеется). В подобных ситуациях, когда в группе есть два фаворита и третий менее именитый соперник, пишут, что «Виктория» будет сражаться с ним за выход в Лигу Европы. Так было и в этот раз. Однако никто не говорил, что тот или иной клуб — аутсайдер. Сообщалось, что команде из города Пльзень реально бороться с армейцами за третью строчку. В итоге так и получилось.
— У вас не было ощущения, что ЦСКА в первом матче был ближе к поражению, чем в ответной встрече?
— Я работал в прямом эфире во время первого матча между этими соперниками и считаю, что тогда состав ЦСКА был лучше. В первом тайме «Виктория» полностью владела инициативой, что стало для меня ужасом. Я не думал, что армейцы будут играть настолько плохо. И тогда казалось, что действительно Пльзень способна выйти в ЛЕ. Но после перерыва красно-синие забили, стало легче, и они еще раз поразили ворота соперника, в итоге сыграв вничью. «Виктория» тогда показала качественный футбол и могла победить, если бы не расслабилась во втором тайме. Однако я рассчитывал, что ЦСКА проявит себя лучше.
— В итоге перед заключительным туром ни ЦСКА, ни «Виктория» не утратили шансов на выход в Лигу Европы. Как вы думаете, кто займет третье место в группе?
— (смеется) Конечно, я болею за ЦСКА, в составе которого когда-то играл. Не был футболистом «Виктории», но я родом из Чехии. Поэтому желаю команде из своей страны выйти в весеннюю стадию еврокубков, набрать баллы в общую копилку, чтобы Чехия повысила коэффициент в клубном рейтинге УЕФА. Тем не менее, мне хочется, чтобы и армейцы добивались успехов. Правда, им нужно набраться опыта. Особенно это касается молодежи. Преимущество в руках «Виктории», но произойти может все, что угодно. Поэтому я бы не стал говорить, что одна из команд является фаворитом перед заключительным туром.
— Не так давно я задавал вопрос одному экс-футболисту из России, поигравшему в Чехии, об отличительных чертах футбола в вашей стране. Он отметил атлетизм, «физику» и борьбу, что, по-моему, является одной из черт, присущих России. А какие различия между российским и чешским футболом можете выделить вы?
— В первую очередь, скажу о финансовой составляющей. В Чехии огромная разница между командами, идущими в первой пятерке, и остальными. Это говорит о недостаточной конкуренции, которая есть в России. Например, когда я пришел в ЦСКА, то сразу увидел разницу в классе футболистов. Говорю не о скоростных качествах или физических способностях, которые у меня тоже были. Просто даже во время тренировки было заметно, что это футболисты другого уровня. Спортсмен должен прогрессировать, чтобы повышать его. В чешском футболе много борьбы, и местным игрокам не всегда понятно, что есть и другой стиль.
Легионерам, переходящим в Чехию, всегда кажется, что будет просто. Но это не так. Необходимо понимать, что команды, находящиеся в нижней половине турнирной таблицы, буду бороться первой и до последней минуты. Техничным футболистам нужно осознавать, что в чешской лиге не играют так, как в Голландии или в Бразилии. В России тоже есть техничные команды, потому что в их составе выступают мастеровитые игроки. В Чехии же такого нет. У нас на первый план выходит борьба, а потом футбол. В странах, где есть технически одаренные игроки, футбол на первом месте, все остальное — после.
— Какие воспоминания о России у вас остались в памяти?
— Они теплые, и их много. Я раз за разом хочу возвращаться в Москву. У меня есть друзья, которые хотят увидеть столицу России, поэтому я обязательно приеду снова. Помимо этого надеюсь посетить один из матчей красно-синих и сходить на новый стадион, на котором еще не был. Жаль, что у меня не задалась карьера в ЦСКА. Я пополнил состав армейцев и хотел играть, но у меня были регулярные травмы и сложности другого характера. Безусловно, сожалею, что не удалось раскрыться. Но сама страна, Москва, команда, все члены клуба — все было прекрасно. Жаль, что не получилось заиграть, однако рад, что в жизни у меня все хорошо. Я благодарен опыту, полученному в России.
— Можете назвать главное достижение и главное разочарование во время пребывания в нашей стране?
— Главное достижение — я выучил русский язык. Разочарование — не сумел заиграть в ЦСКА.
— У вас есть футбольная академия, работу в которой вы совмещаете с комментаторством. Никогда не думали о том, чтобы в будущем стать, например, главным тренером?
— (смеется) Я уже работал главным тренером. Когда завершал карьеру, пошел на курсы и получил лицензию категории B. Но потом появились другие вещи и работа, которые пришли на смену. Сейчас работаю в сфере менеджмента, и мне это нравится. Также у меня есть семья, и понимаю, что в случае возвращения к тренерской работе, нужно отдавать всего себя, все свободное время футболу. Считаю, что мое призвание — быть менеджером, организовывать работу и людей.