Несмотря на сокращение бюджета, ЦСКА, судя по всему, сумел практически полностью сохранить прежний суперсостав.
В начале июня, когда после встречи руководства команды с ее владельцами стало ясно, что клубную кассу ждет чувствительное похудание, перспективы армейцев выглядели тревожно. ЦСКА объявил, что в новом сезоне берет курс на руссификацию.
И вскоре прогремел первый "залп": Этторе Мессина, с которым армейцы четыре года из четырех выходили в финал Евролиги и дважды завоевывали чемпионский титул, уступил пост главного тренера своему бывшему помощнику Евгению Пашутину. Далее - с интервалами по несколько дней - последовали заключение контракта с центровым Дмитрием Соколовым из УНИКСа и возвращение из химкинской аренды разыгрывающего Антона Понкрашова.
Все гадали: кого из прежних лидеров "новый русский ЦСКА" все-таки сумеет сохранить? Полная ясность была только с Шишкаускасом - его контракт продлили еще до окончания чемпионата России-2008/09. В остальном - сплошной туман. Пусть у большинства легионеров с клубом действовали многолетние соглашения, стопроцентной гарантии это не давало. Что толку в контрактах, если ЦСКА заведомо не сможет выполнять их условия? Ведь гонорары Смодиша, Лэнгдона, Лорбека исчислялись семизначными суммами - разумеется, не в рублях. Плюс "незаменимый" Холден, у которого контракт вообще закончился. О вспомогательных фигурах калибра Зисиса, Морриса или Планинича никто и не вспоминал. Хотя бы часть костяка сохранить - и то ладно…
О расставании с Зисисом и Моррисом действительно было объявлено - в начале июля. Однако к этому моменту тон выссказываний, звучавших вокруг и изнутри ЦСКА, начал меняться. Если раньше говорили примерно о трех легионерах в новом сезоне, то теперь - о четырех-пяти. А тут еще и Холден поставил долгожданный автограф под новым договором. Кстати, из его интервью "СЭ", опубликованного на этой же странице, нетрудно вычислить, что знаменитый "русский американец" согласился остаться именно тогда, когда понял: никакого развала прежней суперкоманды не будет.
Каково положение дел сейчас? Андрей Ватутин, в июле назначенный президентом ПБК ЦСКА (ранее он несколько лет занимал пост генерального директора), говорит: летняя селекция еще не закончена и урезание контрактов с игроками неизбежно. Но вместе с тем ни о каких конкретных потерях в составе речи больше не идет. Даже на уровне слухов! Единственное исключение - Смодиш, которого якобы еще пытается выкупить "Барселона".
В остальном - полная тишина. Даже греческие журналисты, славящиеся своей склонностью бежать впереди паровоза и выдавать теоретическое за действительное, перестали упоминать игроков ЦСКА. Выходит, что из прошлогоднего состава, который без особых проблем седьмой раз подряд пробился в "Финал четырех" Евролиги, ушли только Зисис с Моррисом? Напомним, в большинстве матчей чемпионата России либо один из них, либо оба регулярно оставались вне заявки.
Так какой же это развал? Это самое настоящее спасение! Все ключевые баскетболисты (ну или почти все - с перестраховкой на "фактор Смодиша") в команде остаются.
Что это означает? Что ЦСКА - по-прежнему суперклуб не российского, а европейского масштаба. Что при таком подборе исполнителей армейцы просто обязаны продлевать свою рекордную суперсерию участий в "Финалах четырех" Евролиги с 7 лет до 8. Что существенное изменение в ЦСКА-2009/10 по сравнению с ЦСКА-2008/09 будет только одно. Важное, но одно: Пашутин вместо Мессины. А все остальное…
Остальное на поверку оказалось совсем не таким страшным. Наоборот: кризисное межсезонье-2009 стало для ЦСКА едва ли не самым безболезненным за последние годы. Не по процессу, разумеется, а по результату.
Сокращение бюджета? Согласитесь, для простого болельщика не так уж важно, чартерными или регулярными рейсами его команда летает на выезды и в гостиницах какого класса она там живет. Да и размер "сумм прописью" в контрактах - любопытен, но все-таки вторичен. Главное то, что команда делает на площадке. Кто за нее играет, как играет и какой из этого получается спортивный результат.
Правда, возникает одна явная неувязка - с той самой руссификацией, провозглашенной два месяца назад. В июле читатели не раз и не два недоуменно задавали по телефону журналистам отдела спортигр "СЭ" примерно один и тот же вопрос: если иностранные звезды остались, то откуда ему взяться - "новому русскому ЦСКА"?
А действительно, откуда взяться дополнительному игровому времени для Понкрашова при живых-здоровых Холдене и Планиниче? Для Курбанова при Шишкаускасе, Хряпе и Смодише? Да и минуты, проводимые на площадке Соколовым, будут выделяться скорее за счет Кауна, чем за счет Лорбека.
Пашутин - конечно, российский тренер. Однако жертвовать качеством игры и результата ради "общеполитических" целей ему будет трудновато. Годы работы ассистентом у Мессины, Ивковича и Блатта должны были приучить к другому.
В общем, никакой "русской революции" в ЦСКА, похоже, не будет.
Что тут плохого? С чисто игровой точки зрения - ничего. С организационной - вообще сплошные плюсы. Посудите: администрация элитной фирмы, столкнувшись с сокращением финансирования, умудрилась договориться со всеми ключевыми работниками о новых условиях оплаты их весьма квалифицированного труда. В том числе - за счет урезания собственных, административных аппетитов. Браво?..
Браво-то браво - да не совсем. Для многих болельщиков в нашей стране количество "своих" игроков в любимой команде значит немногим меньше, а порой даже больше, чем сила этой команды. Правильно это или не правильно - здесь обсуждать не будем. Дело вкуса. Но, провозгласив "русский курс" после долгих лет успешного иностранного курса, ЦСКА так или иначе обнадежил немалое количество своих почитателей. И сейчас они чувствуют себя обманутыми. В администрации ЦСКА прекрасно понимают щекотливость момента, но…
Так зачем они это сделали? То есть даже не сделали - сделали-то все верно. Зачем сказали? И продолжают твердить об этом до сих пор?!
Полагаю, не от лучшей жизни. Уверен: на момент провозглашения "русской революции" Ватутин и К о всерьез полагали, что сохранить прежнюю суперкоманду не удастся. Вот они и придумали такой ход, позволявший укокошить разом нескольких зайцев. Во-первых, заявить о себе даже в такой трудный момент - а не молчать в тряпочку и не скандалить с потенциальными деньгодателями, как это принято в нашем спорте. Во-вторых, попытаться привлечь тех самых "российскоориентированных" болельщиков, которых команда, несмотря на все ее победы, ранее отталкивала. В-третьих, найти под этот "русский проект" новых спонсоров и хотя бы частично компенсировать "дыру" в бюджете. В-четвертых, просто перестраховаться на случай неудач в новом сезоне.
Кстати, стремление перестраховываться присуще ЦСКА давно. В том числе и в селекции - брать игроков "про запас". Тогда финансовые возможности позволяли. Сейчас - уже нет. Ну и ладно. Зато в лимит легионеров суперлиги (как раз не больше пяти на матч - Шишкаускас, Смодиш, Лорбек, Лэнгдон и Планинич) армейцы наконец-то впишутся.
Появились новые спонсоры. Не такие важные в процентном отношении к общей сумме бюджета, но тем не менее. Игроки согласились на урезание зарплаты - может, даже и все! Оказавшись в очень сложной ситуации, ЦСКА работал в двух направлениях: финансово-селекционном и рекламном. Успех на первом направлении превзошел ожидания - и это сделало глупыми шаги, предпринятые на втором. Как оценивать эту, беспрецедентную для российского спорта кампанию? Решайте сами.