Во вторник ЦСКА объявил о продлении контракта с Фёдором Чаловым до окончания сезона 2021/22. Что это значит?
С одной стороны – вполне понятное желание улучшить лучшему бомбардиру условия содержания. С точки зрения продолжительности прежний контракт беспокойства не вызывал – он действовал до завершения сезона 2019/20, то есть ещё полтора года. А потому решение ЦСКА переподписать самого результативного игрока, причём не только клуба, но и всего чемпионата, может иметь только одно разумное объяснение – приведение финансовых условий в соответствие с новым статусом.
Всё-таки предыдущее соглашение заключалось в феврале 2017 года, когда Чалов сыграл за первую команду пять неполных матчей и забил один гол, который абсолютно ничего не решал. И денег ему тогда могли дать только как подросшему дублёру. За два прошедших с тех пор года юноша прилично прибавил, а потому и контрактные условия требовалось привести в соответствие, что, видимо, и было сделано.
* * *
Другая сторона медали – срок соглашения, и вот здесь ясности мотивов гораздо меньше. Вроде бы три с половиной года – это немало. При отвлечённом рассуждении – пожалуй. Но в контексте ЦСКА всё иначе. Смотрите сами.
В минувшем августе Игорь Акинфеев продлил контракт с ЦСКА на четыре года. Понятно, что это легенда. Но, будем откровенны, легенда не очень здоровая. Перенесшая две операции на крестах и оттого вынужденная регулярно проводить какое-то время в реабилитационных центрах в ущерб тренировочной работе. Через четыре года легенде будет 36, а контракт её явно недёшев. Тем не менее Евгений Гинер, которым холодный расчёт всегда руководил в гораздо большей степени, чем сантименты, решается на едва ли не предельно возможный срок.
А вот в отношении других старожилов оговорки уже не требуются – там срок действительно предельный. В июне 2018 года новое соглашение заключает Георгий Щенников: срок – пять лет. Годом ранее, в июне 2017-го, продлевает контрактМарио Фернандес: срок – пять лет.
Или сопоставим с молодёжью, которая массово влилась в ЦСКА в прошлом году. Иван Обляков, Арнор Сигурдссон, Яка Бийол – пять лет. Кристиан Бистрович – четыре с половиной.Хёрдур Магнуссон, Ильзат Ахметов, Такума Нисимура – четыре года.
Смотрите: безвестному молодому японцу, который впервые в жизни покидает родину и неизвестно как адаптируется в совершенно другой культурной, языковой и социальной среде, контракт достаётся длиннее, чем лучшему бомбардиру, который в клубе плоть от плоти. Разве не удивительно?
Или ещё вот такой формат сравнения. Прошлым летом в команду пришёл Абель Эрнандес – человек-травма. Да, в соглашении с ним был прописан полугодовой испытательный срок, но в целом контракт заключён, если верить transfermarkt.com, до июня 2021 года. То есть на три полноценных сезона. Или другой похожий сюжет. Роман Бабаев месяц назад рассказывает о перспективах отношений с Аланом Дзагоевым, чей контракт завершается в конце текущего сезона. Обсуждаем, говорит гендиректор, трёхлетнее соглашение.
Укрупняем: 29-летнему Дзагоеву, который три последних года лечится столько же, сколько играет, и 28-летнему Эрнандесу, чья история болезни толще «Войны и мира», ЦСКА даёт практически такой же по продолжительности контракт, что и 20-летнему здоровому во всех смыслах бомбардиру. Как так?
* * *
Здесь возможны два варианта.
Первый: такой не самый долгий срок – инициатива клуба. А это значит, что, несмотря на все его нынешние голевые свершения, ЦСКА в Чалове до конца не уверен. Не уверен, что форвард способен сохранить и развить бомбардирский навык, то есть, говоря иначе, что в этом продукте имеется гарантия качества.
Второй вариант – это инициатива игрока. Несложно предположить, что новые контрактные условия, хотя и выросли по сравнению с прежними, в абсолютном измерении оформлены во вполне умеренные цифры. ЦСКА деньгами не сорит, и даже Акинфееву, как утверждают посвящённые, в своё время приходилось жёстко отстаивать перед родным клубом право получать деньги, отвечающие званию первого номера державы. Что уж говорить о Чалове, чей авторитет с акинфеевским несоизмерим, – ему лишнего не положили совершенно точно. А потому сторона игрока вполне могла быть заинтересована в том, чтобы не связывать себя слишком долгими отношениями, – тогда вероятный игровой прогресс скорее получит финансовое соответствие.
Впрочем, три с половиной года – это лишь по меркам ЦСКА недолго. В масштабах же всего российского футбола это срок вполне респектабельный. И сегодня обе стороны новым соглашением наверняка довольны. А есть ли правда в чьих-то сомнениях, что угадываются в сроке контракта, способно показать только завтра.