О том, что ЦСКА ищет центрального защитника, стало понятно по разговорам, которые пошли с самого начала зимы. Хоть правды в них и немного, совсем на пустом месте слухи, как правило, не родятся.
В публичном пространстве возникали имена 24-летнего норвежца Якоба Глеснеса из «Стремсгодсета», 28-летнего исландца Эйдура Сигурбьорнссона из «Валюра», 20-летнего бразильца Уолса из «Сан-Паулу». Невозможно утверждать, что армейцы действительно имели виды именно на этих людей, но настойчивое повторение амплуа – центральный защитник – заставляло вникать в такой трансферный интерес. И состоявшаяся в последний день зимнего регистрационного периода сделка подтвердила, что все предыдущие разговоры не были совсем уж пустыми. ЦСКА взял именно центрального защитника, только другого – 19-летнего Игоря Дивеева из «Уфы».
Давайте для начала постараемся понять смысл, который заложен в упорном поиске и итоговом трансфере игрока этой специальности. При формальном подсчёте недокомплекта здесь вроде бы не было, особенно с учётом того, что по осени в центре обороны обжился и Кирилл Набабкин. Тем более всем известно, что Евгений Гинер не сторонник раздувать штаты: он не берёт людей на всякий случай, а разного рода форс-мажоры предпочитает преодолевать силами дублёров. Кого-то нового в эту компанию принимают только тогда, когда он действительно необходим. И если клуб занялся предметным поиском центрального защитника, значит, в том возникла реальная нужда. Итак, пытаемся уловить подтексты.
* * *
Первое. Видимо, клуб не уверен в перспективах Виктора Васина. Восстановление после травмы крестов продолжается уже вдвое дольше против стандартных сроков и пока непонятно когда завершится. Ближайшим летом срок контракта игрока истекает, и, похоже, у Гинера нет убеждения, что его стоит продлевать. Он не тот человек, который готов работать собесом, а по отношению к этому работнику имеет все основания чувствовать себя именно так. Васин в ЦСКА уже полных 8 лет, но провёл за команду в чемпионате страны только 36 матчей. Даже с поправкой на две аренды это, мягко говоря, немного. Не исключено, стоимость одного матча у него вообще самая высокая за всю историю гинеровского ЦСКА, и едва ли сам папа об этом не знает.
Второе. Видимо, клуб слегка разочарован Никитой Черновым. Уход минувшим летом трёх столпов и травма того же Васина открывали перед парнем великолепные перспективы. Тем более что вначале Виктор Гончаренко не просто ставил Никиту в состав, но и доверял ему позицию самого центрального из трёх центральных. Но чем дальше, тем тренерского доверия становилось всё меньше. Вначале из узлового пункта Чернов был смещён на фланг, потом переместился на скамейку, откуда по большому счёту не смог подняться и этой зимой. А как ещё расценивать тот факт, что левым центральным в одном из спаррингов выходил даже Георгий Щенников, тогда как живой-здоровый Чернов оставался на лавке?
Третье. Видимо, клуб несколько обеспокоен травматизмомХёрдура Магнуссона. Это явление не то чтобы катастрофичное, но всё же заметное. Осенью по этой причине исландец дважды просил замену уже в первом тайме и пять раз вообще не смог сыграть (трижды в чемпионате страны и дважды в Лиге чемпионов), а сейчас, зимой, из девяти спаррингов команды провёл только три. Набабкин, конечно, дядька безотказный, но тренерам, видимо, хочется иметь под рукой и профильного исполнителя.
Четвёртое. Дефицит центральных защитников, кажется, несколько сковывает Гончаренко тактически. Он как никто любит менять схемы и расстановки, в том числе по ходу матчей и даже не по разу за девяносто минут, но этой зимой лишился одной существенной опции. ЦСКА практически перестал играть в три центральных. Судя по всему, не в последнюю очередь по той причине, что у тренеров не было должного выбора исполнителей.
* * *
Игорь Дивеев попал с корабля на бал. 22 февраля была оформлена его аренда, а 23-го он уже отыграл полный матч за новую команду. Безусловно, тот факт, что напротив были вчерашние партнёры из «Уфы», помог ему избежать излишнего волнения, но всё равно качество игры оказалось неожиданно высоким. Конечно, с поправкой на то, что речь идёт о дебютанте, который в той же «Уфе», во-первых, не попадал в стартовую обойму, а во-вторых, привык к схеме с тремя центральными, тогда как в ЦСКА ему пришлось с листа играть в два.
Самый высокий среди армейских защитников процент выигранных единоборств (80), стопроцентная эффективность отборов, 4 перехвата, 7 подборов, ноль фолов и ни единой (!) неточной передачи за полтора часа. Вряд ли в день дебюта можно желать статистики лучше.
Дивеев сыграл в паре с Магнуссоном, на месте Бекао, но очевидно, что в официальном матче бразилец вернётся на своё законное место. Хотя бы потому, что это единственный из центральных защитников ЦСКА, по которому зимой не возникало вообще никаких вопросов. И вот тут просматривается любопытная коллизия.
С одной стороны, новичка Дивеева необходимо испытать в чемпионате страны. Всё же он сейчас только арендован, и чтобы летом принимать решение о выкупе, надо располагать информацией о том, как он играет, а не только тренируется. С другой стороны, ЦСКА сегодня зажат турнирной задачей: красно-синие мечтают о золоте, а уж отпускать Лигу чемпионов не намерены ни при каких условиях. Как Гончаренко разрешит эту дилемму?
Осенью рисковать ему было просто. Во-первых, никто не понимал, как быстро сложится новая команда, и потому ничего особого от неё не ждали, а во-вторых, откровенные пацаны появлялись вдалеке от ворот, тогда как в обороне некий опыт всё же присутствовал (Магнуссону было 25 лет, Бекао и Чернову – по 22, не говоря уже о Набабкине, Щенникове и Марио). Теперь контекст иной. Во-первых, на кону деньги, и немалые. Во-вторых, 19-летнему надо найти место на самом ответственном участке – перед своими воротами. Где одно неловкое движение может обрушить всё.
* * *
Виктор Михайлович ни разу не дал повода считать себя человеком робкого десятка. Но тут особая решительность требуется даже для него. Ведь подразумевается риск не стандартной, а повышенной дозы. Хватит ли тренеру духу?
Однако ж, тоже сюжет.