В первом же туре второго круга некоторые клубы предъявили приобретенных летом новичков, а также вернувшихся в заявочный список футболистов (например, Асатиани). Игроки в своих новых командах тренировались, некоторые прошли сборы, на них рассчитывали и в какой-то степени подгоняли под новобранцев тактические варианты.
Блуждающий Красич
ЦСКА обошелся без новичков. Их пока в клубе нет. Обошелся он и без Шембераса с Вагнером Лавом. Их отсутствие вынудило Зико внести изменения в тактические схемы, применявшиеся ЦСКА по ходу матча в Томске. Это обстоятельство отметил Валерий Непомнящий. «Томи» потребовалось время, чтобы сообразить, как действуют гости, на какой вариант они сделали ставку, кто представляет наибольшую угрозу.
Наибольшую угрозу представляли Дзагоев и Красич. По истечении получаса игры благодаря их действиям счет был уже 2:0 в пользу ЦСКА. Если Дзагоев исполнял хорошо ему знакомую роль игрока «под нападающим», то Красич был блуждающим художником. Не свободным, поскольку в рамках командной игры ему надлежало, как, впрочем, и всем армейским футболистам, играть и на оборону, но — блуждающим.
Перемещения Красича застали врасплох «Томь». Томские тренеры полагали, что серб сыграет либо на правом фланге, либо на левом, причем так, как играют в этих зонах фланговые полузащитники. Но Красич с фланга постоянно перемещался в центр и атаковал, как принято говорить, со второй линии. Примерно то же самое делал и Дзагоев, но он в отличие от Красича покрывал огромное пространство в центральной зоне между опорными полузащитниками и единственным нападающим. Было заметно, насколько уютнее было на привычном месте буквально преобразившемуся после ухода с левого фланга Дзагоеву.
По ходу пьесы
Утверждение, будто ЦСКА вернулся к хорошо знакомой ему схеме игры в три защитника и весь матч в Томске действовал по этому варианту, — на мой взгляд, натяжка. Да, в ряде эпизодов встречи тройку защитников составляли братья Березуцкие и Игнашевич, на флангах полузащиты играли Одиа и Щенников (неплохой, кстати говоря, на данный момент вариант с заменой Жиркову), Алдонин и Мамаев выполняли функции опорных хавбеков, Красич маневрировал, Дзагоев занимал позицию «под нападающим», а Жезус старательно пытался запутать центральных защитников «Томи», иногда, к слову, не без успеха.
Но как только ЦСКА предстояло перестраиваться для обороны, Одиа становился правым защитником, а Красич — правым полузащитником. На противоположном же фланге функции крайнего защитника переходили к одному из братьев, а Щенников, в оборонительных действиях, конечно же, участвуя, жесткую позицию левого защитника не занимал. Схема 3+4+2+1 по ходу пьесы трансформировалась не в 5+4+1, а скорее в 4+4+1+1. Восемь-девять весьма мобильных игроков в обороне, от четырех до шести в атаке — армейский вариант в матче с «Томью». Вариант этот если чем и отличается от вариантов ЦСКА в предыдущих матчах чемпионата, то только нюансами. Такими, допустим, как функции Одиа, Щенникова и Красича.
Александр Горбунов , автор «Спорта»