ЦСКА неожиданно проиграл в Австрии все три матча. Это не то чтобы трагедия, но неприятность. Ссылки на зимний опыт, когда на аналогичном мероприятии в Катаре «Спартак» торжествовал, а «Зенит» бедствовал, но в чемпионате потом всё получилось наоборот, кажется, не совсем уместны. Тогда между турниром и сезоном было больше месяца, сейчас – порядка десяти дней. Потому совсем уж отмахиваться от увиденного не стоит.
Андрей Аршавин справедливо заметил, что ЦСКА больше всех на турнире варьировал состав. Но при этом, стоит обратить внимание, был очень стабилен в тактике. По крайней мере, в линии обороны – команда явно предпочитала играть в два центральных защитника. Казалось бы, если ты настроен получить максимум информации по разным игрокам, то почему бы не испытать их и в разных моделях? Как бы то ни было, несоответствие налицо: максимум кадровых опытов при минимуме тактических.
Но именно на построении обороны, пожалуй, по итогам турнира и стоит задержаться. Потому что, во-первых, в этой линии ЦСКА понёс в межсезонье самые заметные потери, во-вторых, на турнире команда пропускала в среднем два мяча за игру, то есть много, в-третьих, как раз тактика обороны стала одной из причин неудач минувшей весны.
* * *
Это мнение не кого-то из посторонних, а самого Виктора Гончаренко. Нужно было чётче определиться со схемой и стартовым составом, считает он, тогда и стабильности на решающем отрезке сезона было бы больше.
Вспомним, полгода назад, в январе и феврале, ЦСКА наигрывал в спаррингах схему с двумя центральными. Хотя всю осень действовал с тремя. Со слов главного тренера, это произошло потому, что на больничном задержался Васин. Но в первом же официальном матче марта облегчённая версия обороны была разоблачена Тулой, после чего команда сразу же вернулась к проверенному варианту с тремя даже без Виктора.
Сейчас по ходу австрийского турнира Гончаренко в интервью давал понять то же самое: мол, мы исходим из наличия игроков. Подразумевая, видимо, что в три центральных играть просто некем. Действительно, уход Бекао и травма Дивеева сократили выбор. Но в тоже время утверждения, что подходящих исполнителей не было совсем, будут неправдой.Виктор Васин, Хёрдур Магнуссон, Никита Чернов, Кирилл Набабкин и новичок Звонимир Шарлия – в распоряжении тренеров было пять человек с навыками игры в центре. Даже с учётом того, что одного из них приходилось перемещать влево на место выбывшего Георгия Щенникова, нельзя утверждать, что трёх центральных в наличии не было. При желании собрать комплект было можно. Но Гончаренко не собрал.
* * *
Стоит ли делать из этого какие-то глубокие выводы? Едва ли. Это, если угодно, вообще армейская традиция. Странная, но тем не менее.
Год назад всё летнее межсезонье Гончаренко тоже наигрывал двух центральных. Однажды только попробовал трёх – получил четыре штуки от «Копенгагена» и, казалось, забыл. Но с первого же матча официального сезона – это был суперкубок – ЦСКА заиграл именно в три. В чемпионате, Лиге чемпионов – далее эта модель использовалась везде. Вплоть до зимних сборов.
В спаррингах января – февраля, как уже сказано, армейцы опять использовали двух центральных. Вышли в такой расстановке в первом весеннем матче в Грозном, получили по ушам от «Арсенала» – и вернулись к той схеме, которая хорошо работала всю осень.
И вот теперь всё снова. Сборы – два центральных, сезон – … Да, скорее всего три.
Этого требует даже подбор опорных хавбеков. Ильзат Ахметовс Иваном Обляковым больше созидатели, чем разрушители, обеспечить надёжность за их спинами вдвоём почти невозможно. Свежее доказательство только что дал Эльдор Шомуродов – оба его голевых удара по воротам Игоря Акинфеева были нанесены из места сочленения зон ответственности центрбеков и опорников. Был бы у армейцев третий центральный, глядишь, и успел бы выдвинуться на бьющего, а Ахметов к эпизодам опаздывал.
* * *
Два центральных – риск ещё и исходя из конкретных имён. В двух последних матчах турнира, против «Спартака» и «Ростова», Гончаренко выставлял с первых минут пару Васина и Шарлии. Мало того, что между ними не может быть идеального взаимопонимания, поскольку они только недавно познакомились, но ещё и каждый сам по себе по объективным причинам далёк от максимума. 30-летний россиянин по большому счёту пока так и не вернул кондиции после тяжёлой травмы, а 22-летний хорват впервые оказался за пределами родного чемпионата.
В общем, за оставшуюся декаду армейскому штабу надо найти ответы ещё на многие вопросы. В том числе на главный: как соблюсти другую армейскую традицию, уже вполне здравую, – мало пропускать?