А.ВЕНЕДИКТОВ: 20.07 в Москве, здравствуйте, это программа «Своими глазами», у микрофона Алексей Венедиктов, в студии RTVi и радио «Эхо Москвы» Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики РФ, добрый вечер.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики в студии. Ильхам пишет: «Виталий Леонтьевич, говорят, что это вы засуживаете футбольный ЦСКА – подтвердите или опровергните, почему так команду невзлюбили судьи?»
В.МУТКО: Не думаю, что кто-то специально засуживает. Но на самом деле, да, последние несколько матчей ошибки явные и конечно, против ЦСКА. На самом деле я не думаю, что кто-то засуживает, тем более, я к ЦСКА очень хорошо отношусь, считаю, что это один из наших лучших клубов, который выиграл кубок УЕФА, очень много ребят, которые играют за сборную России, и, в общем, у нас прекрасные отношения. Думаю, что судейскому корпусу надо просто повнимательнее относиться. Что касается последней игры с «Локомотивом», думаю, что Экспертный совет разберется. Я смотрел эту игру, судья был рядом боковой, и если он не увидит такие моменты - конечно, я не думаю, что он вообще должен судить, такой судья. Мы очень серьезно разберемся и по этой игре. Думаю, чтобы иллюзия у болельщиков не складывалась, сделаем все, чтобы повнимательнее относиться к таким моментам. Знаете, бывает серия ошибок и складывается впечатление, но это с одной стороны. С другой стороны, конечно, хотел бы всех успокоить – надо просто быть поспокойнее.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Как поспокойнее, когда тебе кажется, что твой клуб…
В.МУТКО: Кажется всегда на эмоциях, всегда ты видишь только одну сторону. На самом деле тут не только о ЦСКА речь, поверьте, я испытываю всегда очень серьезное давление и разговоры после каждого тура.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Особенно с «Тереком».
В.МУТКО: Не только. Наши ведущие клубы иногда забывают - по одной игре он звонит: «ну что же такое, нас вот так», на следующий день звонит про другую сторону. Процент ошибок достаточно небольшой в судействе, и судейство достаточно ровное, нормальное. Но на самом деле 90 минут играет команда и вокруг судейства все время тема - кому-то очень выгодно списывать на судейство, что тебя убивают, засуживают. На самом деле никто не разбирает саму игру, когда у игрока есть три момента, и он в пустые ворота с трех метров попасть не может. Вот «Спартак» играл с Москвой, только матч закончился, у главного тренера берут интервью – он серьезный тренер, и он говорит - хотя второй гол, думаю, что было нападение на вратаря. Он сказал об этом – все, конечно, все болельщики на его стороне. Вот такие моменты неприятны. Я сам был в шкуре президента.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Президента «Зенита».
В.МУТКО: Неважно. Мы тоже были периферийным клубом, и я был десятки раз в таких ситуациях – ты не можешь объяснить ни ребятам, ни болельщикам – это сложно. Если у тебя какой-то спад, а одной команде чуть помогли, она сохранила свои позиции, потом у нее опять подъем и она завоевывает место. Поэтому конечно, мы будем делать все, чтобы судейство было объективное. И если болельщик объективен, он видит – у нас исчезают некоторые арбитры, мы их убираем из футбола. У нас появляется сейчас группа молодых, новых арбитров, около 5 новых арбитров. Просто за десятилетия у судей тоже системы подготовки не было. А сейчас эта работа идет, целенаправленная, системная. Мы пережили период, когда мы приглашали иностранных арбитров для какой-то стабилизации ситуации. Сейчас вроде бы нормально. Но такие ошибки, конечно, очень обидны, когда в такой игре как «Локомотив»- ЦСКА боковой судья стоит в полуметре от момента, еще пригнулся на корточки, замеряет, видит, что он вне игры, и не поднимает. В моем понимании, если совершенно откровенно говорить, считаю, что это просто предвзятые ошибки. Он мне никогда не объяснит, что он это дело не заметил. Ошибка может быть. С этого года начинается эксперимент в лиге Европы – будет два дополнительных судьи, в одной и другой вратарской. Если эксперимент будет успешен, со следующего года мы можем его в Россию привезти.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Как вы относитесь к тому, чтобы с помощью техники можно было бы немедленно пересматривать эпизод, если возникла какая-то история и решение принимать сразу по пересмотру.
В.МУТКО: В ряде видов спорта, в хоккее, в частности, такая возможность по требованию капитана есть – остановить и посмотреть игру. Я не думаю, что это бы слишком усложнило. Но сегодня есть система, что правила игры в футбол очень консервативны, им сто лет, есть некий комитет, который раз в год рассматривает все поправки правил игры в футбол. Я могу сказать, что я бы ряд элементов электроники, техники, видео ввел бы в футболе. Потому что сегодня цена очка, инвестиции в футбол до такой степени подняты, что зачем сегодня отдавать на откуп такие ошибки? Почему сегодня «вне игры» не остановить и не посмотреть? Другое дело, что мы можем скатиться на бесконечные остановки игры, оспаривание - это же у нас есть сплошь и рядом. Сегодня любой тур заканчивается так: проиграла команда – судья виноват. Или даже если выиграл - все равно жалоба на будущее – чтобы все знали, что я принципиален. На самом деле нам нужно вернуть доверие к судейскому корпусу и к экспертной комиссии, которая сама разберется. И не надо серьезных жалоб по моменту – все его увидели, и если это ошибка и будет признана, то этот судья или вообще прекратит судить - у него есть право выбора. От этого, конечно, клубу не легче, очки не вернутся, но 90-минутная игра и ошибка такая может быть одна, а ты играл 90 минут – побеждай.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Поскольку я упомянул ЦСКА, у меня тут же посыпалось: «Что будет с ЦСКА, ваши взаимоотношения с министром обороны, О чем вы договорились, как сохранить клуб, куда он перейдет?»
В.МУТКО: Вы имеете в виду большое ЦСКА?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Они же связаны.
В.МУТКО: Ну, не совсем. Футбольный клуб сегодня юридическое лицо, по сути дела, приватный клуб. А речь идет вообще о системе армейского спорта, о сохранении той системы, которая была. В этой системе сегодня до 80 тысяч только детишек занимается, в системе подготовки в детских школах, может быть, две трети сборной страны – это армейцы, это материальная база около 200 объектов – это серьезные комплексы. И задача состоит в том, чтобы сохранить систему. Ну и конечно, речь идет и о призыве в армию молодых, талантливых спортсменов. Я бы хотел, чтобы эта система сохранилась. У нас есть срок до 1 сентября сделать свои предложения совместно с министром обороны и доложить председателю правительства и президенту страны.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А почему на таком уровне?
В.МУТКО: А потому что это серьезно, идет реформа Вооруженных сил и это коснулось, это элемент реформы. Если перед ВС стоит задача определенная создать армию в миллион солдат и это сегодня априорная задача, на это отпускаются средства и ресурсы. И сегодня армейский спорт не попал в сегодняшнюю структуру ВС, и надо принимать специальное решение - или это сюда добавляется и сохраняется, или это реформируется и это делается государственно-общественное объединение, ЦСКА и оно передается или его учредителем становится, в том числе, Минспорта и Минспорта будет финансировать всю эту систему. Это непростой вопрос.