КРЕДИТ ЗА СТАДИОН СДЕРЖИВАЛ РАЗВИТИЕ КЛУБА
В последние дни было много сообщений об изменении структуры отношений между банком ВЭБ и футбольным клубом ЦСКА: под контроль банка перешли 75% акций клуба. Министр экономического развития Максим Орешкин дал развернутый комментарий у себя на Facebook, отметив, что «ВЭБ не будет вмешиваться в оперативное управление ЦСКА, которое остается полностью за Евгением Гинером и его командой». Насколько я знаю, Орешкин нередко ходит на матчи ЦСКА, клуб ему небезразличен, он давно болеет за армейцев.
В свою очередь сам Гинер заявил, что «никаких кардинальных перемен и смены курса не произойдет». Это касается схемы управления, но для футбольного клуба переход 75% акций к ВЭБу все-таки важное событие. Для армейцев это, безусловно, позитивная новость. Последние годы были очень тяжелыми для клуба в финансовом плане. Да, Гинеру удалось построить стадион, у команды появился свой дом, но взятые кредиты стали большой обузой для ЦСКА. Мне это лично говорили люди, связанные с клубом.
Экономическая ситуация в стране по ходу строительства стадиона менялась не в лучшую сторону, рубль стремительно дешевел — все это не могло не отразиться на благополучии клуба и возможности погашения крупного кредита. Если бы ЦСКА продолжал арендовать арену в «Химках» или, например, переехал в «Лужники» или на «Динамо» и не строил свой стадион, таких проблем у него просто не было бы. И стоило бы дешевле. Строительство стадиона и его содержание — дорогое удовольствие. К тому же его нужно развивать, получать прибыль от сдачи объектов в аренду. Приход ВЭБа, как держателя большей части акций клуба, должен в этом помочь.
ЦСКА приходилось обслуживать гигантский кредит, не знаю точную цифру, но в прессе всегдафигурирует сумма в районе 300 млн евро. Это ставило в тупик развитие команды. Большая часть прибыли от участия в Лиге чемпионов и трансферов игроков уходила на выплату кредита. Это же сдерживало потенциальных партнеров и акционеров, которые не хотели входить в клуб, на котором висит такое бремя.
ВЭБ НЕ ХОЧЕТ ДОЛГО ВЛАДЕТЬ ЦСКА И ГОТОВ ПРОДАТЬ АКЦИИ ЗА АДЕКВАТНУЮ ЦЕНУ
ВЭБ и ЦСКА долго готовились к тому, о чем было объявлено на прошлой неделе. На протяжении всей осени составлялась дорожная карта. Знаю, что Роман Бабаев проделал большую работу в этом направлении, во многом благодаря ему удалось прийти к нынешней схеме взаимодействий между банком и клубом. Болельщики должны оценить эту очень важную работу генерального директора. Теперь у ЦСКА во многих аспектах будут развязаны руки, а получаемую прибыль от еврокубков, трансферов, телеправ и спонсорских поступлений можно будет направить на развитие команды.
ЦСКА нуждается в серьезных трансферах, чего в последние годы клуб не мог себе позволить. В последние годы деньги от продажи игроков в первую очередь шли на погашение гигантского кредита. Например, на продажах Головина и Витинью летом 2018-го в сумме было выручено 42 млн евро, а новичков закупили только на 12 млн. Все остальное ушло на выплату очередного транша по кредиту и текущие нужды на содержание команды. Теперь кредит трансформировался в акции ВЭБа, а, значит, дышаться клубу станет гораздо легче. Это выгодно и для потенциальных будущих потенциальных партнеров. Орешкин в своем посте об этом тоже говорил. Банк поможет найти новых стратегических инвесторов.
Ситуация ВЭБа и ЦСКА мне отчасти напоминает историю «Милана», который сейчас принадлежит фонду Elliott. Клуб фактически находится у него на передержке: фонд хочет развить его, а затем выгодно продать. Elliott Management — это американский инвестиционный фонд, который занимается тяжелыми активами. «Милан» как раз таковым и является после продажи клуба Сильвио Берлускони.
Американцы, правда, не учли, что футбольный клуб — это не страховая компания или банк, который можно за два-три года вытянуть из тяжелой ситуации благодаря пришедшим топ-менеджерам. Все-таки «Милан» — это, прежде всего, команда, тренеры и игроки. От них зависит, на каком месте находится команда и насколько она будет привлекательна для потенциального покупателя.
Фонд Elliott переманил из «Арсенала» в «Милан» исполнительного директора Ивана Газидиса и дал ему зарплату в 4 млн евро. Это уровень оклада топовых игроков команды. Это подход американцев: подписать менеджера со стороны, дать ему хорошую зарплату в расчете, что он разовьет клуб для дальнейшей продажи. ВЭБ, насколько всем известно, никого со стороны в ЦСКА приглашать не собирается. Да и схема «Милана» пока не очень работает: команда в этом сезоне является середняком серии А.
Две истории сравнимы только в том плане, что для ВЭБа, как и для фонда Elliott, футбольный клуб — это непрофильный актив. Уверен, что эти 75% акций банк с удовольствием продаст, если получит за них адекватную цену. Не исключено, что их покупателем со временем станет сам Гинер, который остался главным человеком в управлении клуба. Либо это будет новый инвестор, о чем писал Орешкин. Со стороны крупных предпринимателей есть интерес к ЦСКА.
Если раньше их смущали финансовые обязательства клуба, то теперь этот сдерживающий фактор исчез. Думаю, Роман Бабаев, как великолепный юрист, прописал в новом соглашении все возможные нюансы. Так что даже в случае смены руководства в банке ВЭБ на футбольном клубе это не отразится в негативном смысле.
В последние месяцы и годы с ЦСКА часто связывали бизнесмена Алишера Усманова. Полноценный трансфер Влашича в ЦСКА случился, в том числе, и благодаря Усманову, у которого особые связи с клубом «Эвертон». Не удивлюсь, если Усманов в нынешней ситуации для начала может профинансировать в том или ином виде ближайшие трансферы ЦСКА. Думаю, об этом говорил Орешкин, намекая на новых партнеров и в перспективе новых акционеров. Известно, что Гинера и Усманова связывает давняя дружба, и ранее он уже частично помогал армейскому клубу.
ЗИМОЙ В ЦСКА СТОИТ ЖДАТЬ 2-3 НОВИЧКОВ
Теперь от ЦСКА стоит ждать выхода на зимний трансферный рынок. Это не будет гигантская кампания с тратами десятков миллионов евро, но у клуба есть определенный бюджет для усиления. На так необходимого команде форварда готовы потратить порядка 5-6 млн евро. По меркам ЦСКА последних лет это очень неплохо. От армейцев зимой не стоит ждать той же активности, что от «Краснодара», «Спартака» или «Динамо» минувшим летом. На рынке многим известно, что ЦСКА ведет активные поиски нападающего. Речь идет не о топ-звезде, у клуба есть шорт-лист из нескольких кандидатов. Вернутся ли армейцы к кандидатуре Николая Комличенко? Думаю, если он и есть в списке, то не под первым номером.
Многое будет зависеть от того, останется ли в команде Чалов. Его отъезд в Англию все еще вполне реален. Если лучшего нападающего продадут, то в клубе появятся дополнительные средства. Всем очевидно, что команде требуется игрок в центр поля — опытный опорник. Нужен качественный защитник. Зимой армейцы могут оформить 2-3 трансфера. Вряд ли больше.
В ближайшие месяцы можно ждать не только покупок, но и расставания с некоторыми игроками. В первую очередь, иностранцами. Эконом-режим вынуждал ЦСКА покупать далеко не самых топовых игроков. Например, Нисимура во многом попал в команду случайно: армейцы хотели подписать другого японца — Доана из «Гронингена», но голландский клуб не захотел с ним расставаться. Агентство, представляющее интересы Доана, предложило ЦСКА другого своего клиента, так в Москве оказался Нисимура. Возможно, это было попыткой приманить Доана, как в свое время было с историей подписания Понтуса Вернблума, к которому позже присоединился другой швед, Расмус Эльм. Повторить эту схему не удалось: этим летом Доана за 7,5 млн евро купил ПСВ.
Трансфер Нисимуры нес в себе коммерческий потенциал в виде японских спонсоров, внимания японской прессы и болельщиков. Но ни в этом плане, ни в игровом в итоге подписание Нисимуры себя не оправдало.
Этим летом ЦСКА пополнили Гогуа, Шарлия, Сантос. По уровню этих трансферов понятно, что у клуба просто не было денег на новичков высокого уровня. За Гогуа тянулся шлейф сомнительных историй, Шарлия в 23 года был далеко не самым звездным игроком чемпионата Хорватии. Но если бы и их не купили, пришлось бы вставать в оборону Виктору Онопко. С этими игроками были подписаны не длинные контракты, так что теперь с ними можно расстаться без особых сложностей.