16-летний голкипер армейцев в интервью для программки к матчу с «Уралом» — об истории своего перехода в ПФК ЦСКА, о стремительном переводе из академии в основную команду, о работе с Сергеем Овчинниковым и Игорем Акинфеевым, о мини-сериале в «твиттере» и о многом другом.
— Влад, ты стал одним из самых юных героев наших программок. Как понимаем, у тебя пока не очень большой опыт интервью?
— Да. Помню свое первое интервью на каком-то турнире в Питере, когда мне было лет 12. У меня что-то спрашивали, а я стоял и молчал, не зная, что ответить (смеется). Сейчас уже лучше, конечно. С каждым интервью все легче выражать свои мысли.
— Ты начинал свою карьеру в «Химках»?
— Верно. Пошел туда, когда мне было шесть лет, и полтора года занимался под руководством Сергея Анатольевича Богомолова. Очень благодарен ему — именно он поставил меня в ворота. Затем меня пригласил в ПФК ЦСКА селекционер Денис Николаевич Машкарин, и с восьми лет я в армейском клубе.
— Он, кстати, рассказывал, что история с твоим приглашением в клуб была достаточно забавной, но хотелось бы услышать ее из твоих уст.
— После одного из матчей за «Химки» подошел Денис Николаевич и сказал, что хочет пригласить в армейский клуб, спросил, кто из родных есть на стадионе. Это был будний день, родители не смогли пройти из-за работы, зато на игре был мой старший брат. Я и привел его на эти «переговоры», но он-то старше меня всего на полтора часа (смеется). Денис Николаевич расхохотался и взял телефон мамы, общался потом уже с ней.
— У тебя большая семья?
— Кроме брата есть еще старшая сестра, ей 22 года. Работает журналистом, пишет на общественно-политические темы. Изначально она хотела быть спортивным журналистом, но в итоге посвятила свою деятельность другой тематике.
— Не давала тебе советы насчет того, как стоит общаться с прессой?
— Нет, таких разговоров не было. Но когда CSKA TV записал интервью после одного из матчей, она сравнила его с тем, о котором я упоминал в начале беседы. Сказала, что стало существенно лучше!
— Ты в ПФК ЦСКА уже без малого восемь лет…
— По факту я тут провел половину жизни. Представить себя без ПФК ЦСКА уже не могу. Для меня это не просто команда, это второй дом, я живу этим клубом. Так как я знаком практически со всеми тренерами и сотрудниками и в академии, и в молодежке, и в основе, проблем в общении не возникает, куда бы я ни приехал — будь это занятие с основной командой или с пацанами из школы.
— У твоих более старших товарищей по ДЮСШ кумирами в ПФК ЦСКА в основном были игроки, завоевавшие Кубок УЕФА в 2005-м,а ты родился всего за два года до того триумфа. Кто был твоим любимым игроком в детстве? Не считая Игоря Акинфеева, конечно — с вниманием к вратарской позиции и так все понятно.
— Когда я только пришел в ПФК ЦСКА, помимо Игоря много наблюдал за защитниками. Особенно за Жорой Щенниковым и Марио Фернандесом, нравилась их игра.
— Каково сейчас смотреть на них уже не из-за рекламных щитов в качестве боллбоя, а из ворот?
— (Улыбается). Бывают моменты, когда я задумываюсь о том, что происходит, и просто не могу поверить! Летом, когда на ВЭБ Арене обыграли «Локомотив» со счетом 1:0, я подавал основе мячи. А уже через неделю тренировался с ними. И невозможно подобрать слова, чтобы описать то состояние. Пусть прошло уже несколько месяцев, я до сих пор иногда думаю, что это все не может происходить на самом деле. Это мечта, в которой я живу.
— За много лет ты первый игрок, который из академии, да еще из предвыпускного возраста, попал сразу в основной состав, минуя этап в молодежке. Как все происходило?
— Прошлым летом с командой 2003 года рождения проводили сборы в Ватутинках, где тренировалась и основа. После одного из занятий мы возвращались к корпусам одновременно с первой командой. Ко мне подошел Сергей Иванович Овчинников, сказал, что рассчитывает на меня, следит за мной. Рядом еще шел Игорь Акинфеев. После этого меня весь день «колбасило» (смеется). Не верилось, что он все это сказал всерьез. Продолжал тренироваться с 2003-м годом. В один из дней на базу приехала мама. Я спросил у нашего тренера Валерия Викентьевича Минько разрешения уехать с ней на полчаса, на что он ответил: «Ты завтра работаешь с основой, так что можно все».
Хочется выразить Сергею Ивановичу искреннюю благодарность. Знаю, что инициатива пригласить меня в основу исходила именно от него. Благодарен и всему тренерскому штабу, потому что чувствую постоянную поддержку с их стороны.
— Сильно волновался перед первой тренировкой?
— Это может быть странным, но я не волновался. Понимал, что надо показать себя на 100 процентов. Может, было небольшое волнение в тренажерном зале перед занятием, потому что я не был ни с кем знаком и поначалу просто сидел в одиночестве. Но когда мы вышли на поле, все это пропало.
— Ты семь лет провел в команде 2003 года рождения. Какие самые яркие моменты запомнишь из этого периода?
— Было время, когда мы три раза подряд выигрывали чемпионат Москвы. Кроме этого, вспоминаются яркие победы над сильными соперниками. Были матчи, в которых одерживали волевые победы. Такие игры сплачивали команду. Ну и, конечно же, Первенство России в 2017-м, где в матче за бронзу удалось удачно сыграть в серии пенальти.
— Продолжаешь внимательно следить за командой?
— Конечно, слежу за их выступлениями и стараюсь общаться с пацанами. А когда у основной команды выходные, я до сих пор тренируюсь с ними. Продолжаю поддерживать связь, дружить. Нет никаких причин прекращать общение.
— Ты провел уже несколько матчей за молодежку, но сухим был пока только один — дебютный с «Ахматом». Это напрягает тебя?
— Надо не напрягаться, а стараться улучшаться. С каждым матчем за молодежку я становлюсь спокойнее и увереннее. Придет время, когда мы станем пропускать очень мало, надо просто добиться максимальной сыгранности с защитниками.
— Пропущенные голы пересматриваешь?
— Мы обсуждаем их с Сергеем Ивановичем и с Игорем. Они подсказывают, как надо было сыграть в той или иной ситуации.
— Привык уже к высоким требованиям Сергея Овчинникова?
— Уже более-менее привык. Если говорить о нагрузках, то справился с работой, которая была на сборах, это хорошо. Что касается уровня в целом, надо расти постоянно, стараться все больше делать правильных действий и не повторять ошибки, которые уже удалось исправить.
— Со стороны кажется, что к тебе он более требователен, чем к твоим коллегам по амплуа…
— Возможно, но он и подсказывает больше. Ну и в целом нормально, что с молодого спрос особый. Если б он относился ко мне равнодушно, наблюдал бы за моей работой молча. Я же стараюсь делать все меньше ошибок.
— Чувствуешь ли поддержку со стороны Игоря Акинфеева и Ильи Помазуна?
— Да. В первое время было немного стеснительно общаться с ними на равных, но сейчас мы можем спокойно обсуждать любые темы. Они дают мне много советов.
— Каково вообще 16-летнему в ежедневном режиме работать и общаться с Акинфеевым?
— Об этом надо меньше думать, иначе голова может взорваться! Но этот опыт просто бесценный. Он постоянно подсказывает в тренировках, помогает мне устранять недочеты. В общении он обычный человек, без какого-то апломба. Я понимаю, что могу к нему обратиться по любому вопросу, и он подскажет — будь то футбольная тема или бытовая. Ощущать его поддержку просто невероятно.
— Помнишь, как в первый раз с ним увиделся?
— Это было несколько лет назад в манеже, где зимой тренируется и играет школа, а у клуба раньше был офис. Мы тогда с Вовой Брежневым, еще одним вратарем 2003 года рождения, случайно с ним столкнулись. Удалось переброситься парой слов, он даже пожал нам руки. После этого я руку не мыл пару дней (смеется).
— Позади первые полноценные сборы с основой. Физически, психологически, эмоционально было тяжело?
— Что касается физики, то мы выполнили всю программу. Я стал все переносить намного легче. Если в начале сборов многие упражнения давались с трудом, то в концовке переносил это уже спокойнее. Мне нравится эта тенденция. Надо и дальше работать и двигаться вперед. Что касается психологии, то к концу сборов накопилась усталость, из-за этого были ошибки.
— На первом сборе в официальном «твиттере» клуба был мини-сериал с тобой — «Как закалялась сталь». Многие переживали, что на тебя выпал слишком большой психологический прессинг. Можешь их успокоить?
— Ну, это же просто видео. Когда включалась рядом со мной камера, я понимал, что сейчас что-то будет (улыбается). Вне камеры, конечно, все немного иначе. Трехэтажным матом меня никто не покрывает (смеется). Понятно, что могут напихать, пошутить, но это обычные вещи. Даже больше скажу: этот юмор Сергея Ивановича помогает справляться с тяжелыми нагрузками. Шутка после какой-то ненужной ошибки помогает отвлечься и спокойно работать дальше. Или другой пример: во время упражнений мы максимально сконцентрированы, но в перерывах между ними надо расслабляться, а при напряженной атмосфере это тяжело. Тут юмор Иваныча и богатый запас историй из его игровой карьеры просто незаменим!
— Как вообще справляешься с обрушившимся на тебя после перевода в первую команду вниманием?
— Надо просто оставаться самим собой. Я не стал иначе смотреть на вещи. Не чувствую себя каким-то популярным, и надеюсь, что и дальше у меня не появится звездной болезни. Вообще стараюсь об этом не думать.
— Недавно ты переподписал контракт с клубом спустя всего несколько месяцев после подписания предыдущего. Ожидал, что это будет так быстро?
— Рад, что подписал его. Не могу сказать, что ожидал этого, но счастлив, что продлил соглашение. Надеюсь, переподпишу контракт с ПФК ЦСКА еще не раз.
— Скоро ты поборешься со сборной своего возраста за выход на чемпионат Европы-2020. Как оцениваешь ваши шансы?
— У нас очень сильная команда. Есть качественные футболисты как в защите, так и в атаке. Самое главное — сбалансировать нашу игру, и все получится.
— Сейчас ты учишься в 10 классе. Значит, не за горами подготовка и сдача ЕГЭ…
— Понимаю, что будет тяжело. Но это надо пережить. Я много занимаюсь дома, мама мне подсказывает и помогает в учебе. Думаю, что смогу хорошо подготовиться, и проблем с экзаменом не будет.
Пётр Геллер