Но и в «Челси» 20 лет назад никто не верил.
«Говорят, взоры Абрамовича обращены на российский футбол», — один из самых интригующих тезисов дня. Еще недавно такое мало кому бы пришло в голову, но последние две недели круто поменяли мир. Что ж, теперь у нас есть право пофантазировать, каким именно может стать выбор Романа Аркадьевича, если слух действительно станет явью.
Что может быть интересно Абрамовичу в сегодняшнем российском футболе? Какую точку приложения сил он для себя выберет?
Наверное, первым делом многие подумают про ЦСКА. На фоне того, что прежде звучала тема их деловой дружбы с Евгением Гинером. Да, снаружи гладко, но внутри что-то в этой конструкции не стыкуется.
Во-первых, не очень понятно, что сегодня с той самой дружбой. Последние публичные сигналы на сей счёт поступали, кажется, лет пять-шесть назад, когда Гинер обещал привезти «Челси» на матч открытия нового стадиона на Песчаной. Но что-то не сложилось.
Еще деталь: при активной в последние годы селекции армейцев на западных рынках ни разу даже на уровне слухов не возникало никаких вариантов с игроками «Челси». Допустим, с «Эвертоном», в чьей судьбе участвует Алишер Усманов, ЦСКА провернул уже две сделки — сначала Никола Влашич, теперь Жан-Филипп Гбамен. В «Челси» тьма подобных игроков, которые развиваются в арендах на стороне, однако с ЦСКА их дороги как-то не пересекаются. Почему?
А во-вторых, даже если допустить, что дружба по-прежнему в силе, нарисовать в уме такой союз всё равно получается с большим трудом. Кто кому будет помогать? Гинер Абрамовичу? Или, может быть, Абрамович Гинеру? Это же история про двух медведей в одной берлоге, и оба явно не из тех, кто станет разыгрывать новую её версию.
Нет, в сегодняшнем ЦСКА Абрамовича увидеть сложно. Там нет простора. Нужный ему размах в России способен дать, пожалуй, только один клуб — «Спартак».
Они на самом деле подходят, а возможно, даже необходимы друг другу.
Для начала, Абрамович один из немногих, кто способен потянуть покупку по деньгам. Среди богатых в России не так много болельщиков, а среди болельщиков не так много богатых — Абрамович как раз воплощает собой счастливое исключение. Леонид Арнольдович, кажется, в эту игрушку уже наигрался, поскольку теперь в его семье играются другие, а потому слишком уж упорствовать не должен. В любом случае договориться они способны. Тем более что Роман Аркадьевич всегда вправе попросить скидку за Мурата Якина — это же по просьбе Федуна он в своё время запрашивал рекомендацию у Жозе.
Кроме того, они, «Спартак» и Абрамович, совпадают масштабом. Сегодня Роман уже не тот робкий новичок, который в начале века чувствовал в себе готовность вкладываться только в скромные футбольные проекты — «Челси» и «Торпедо» (со вторым не сложилось). Теперь же Абрамович — самый успешный футбольный хозяин планеты, если иметь в виду, что прямо сейчас его «Челси» владеет трофеями Лиги чемпионов УЕФА, Суперкубка УЕФА и Клубного кубка мира ФИФА.
Призовыми витринами впечатляет и «Спартак», просто его награды сегодня покрылись пылью. Спасибо Федуну за стадион, но в спортивном смысле его эпоха остаётся одной из самых грустных в красно-белой истории — наряду со второй половиной 1940-х и серединой 1970-х. Двух десятков лет достаточно, чтобы понять уровень способностей этой фамилии в части футбольного менеджмента. Вернуться в когорту победителей «Спартак» сможет только тогда, когда попадает в другие руки — и вот, кажется, такие руки появились.
Будет ли Абрамовичу интересен футбол России после футбола Англии? Вопрос справедливый. Но интерес найти можно — как договоришься с самим собой. Задача выиграть РПЛ, конечно, едва ли способна возбудить по-настоящему, но замахнуться ведь можно и на международный успех. Выигрыш российским клубом Лиги чемпионов сегодня кажется фантастикой, однако в 2003-м, когда Абрамович приходил в «Челси», представить этот клуб в качестве лучшего в мире тоже никто не мог.
Р. S. Да, Абрамович приценивался к «Спартаку» ещё в ту пору, когда клубом управлял Андрей Червиченко. Так что у этого неслучившегося пока союза уже есть своя история.