Хавбек столичного ЦСКА Евгений Алдонин в эксклюзивном интервью Eurosport.ru напомнил о плодах работы Зико, отметил реакцию команды на пришествие Рамоса, поведал о юношеском профессионализме, российском кнуте, бразильских форвардах и питерских козырях.
Нокауты для самарцев и динамовцев в Премьер-лиги и неоднозначный матч Лиги чемпионов, который был проигран «Вольфсбургу» в первую очередь из-за индивидуальных ошибок игроков, а не тренера. Дебютный период Хуанде Рамоса в ЦСКА вышел в целом удачным и показательным – по-настоящему сильный специалист моментально встряхивает команду, находящуюся в летаргическом сне.
И одним из тех игроков, на которого оперся новый тренер армейцев, стал Евгений Алдонин, во всех трех матчах появившийся в основе. На то у бывшего капитана сборной России и позиция такая - опорный полузащитник.
«РАМОС ЛУЧШЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ КОМАНДЫ»
- При новом тренере результаты пошли в гору, игра у команды наладилась. Это пресловутый эмоциональный всплеск?
- Конечно, смена тренера серьезно повлияла на команду, эмоциональный всплеск действительно произошел. Но о глобальных выводах говорить рано, серьезных перемен не наблюдается. Две победы всего одержали. Пока ведется серьезная, кропотливая работа. Старается каждый игрок – необходимо доказывать свои амбиции на попадание в стартовый состав. Все тренируются с удвоенной энергией. И в такой обстановке команде гораздо легче добиваться положительного результата, нежели в ситуации, когда одни знают, что будут сидеть на скамейке запасных, а за другими зарезервировано место в основном составе.
- В своем недавнем интервью вы заявили, что команда близка к своим оптимальным кондициям. Но ведь с назначением Рамоса форма мгновенно набраться не могла. Плоды работы Зико дают о себе знать?
- Конечно. Это все физический фундамент, который мы закладывали перед стартом сезона, работая под началом Зико. Так что Хуанде Рамос в середине сезона взял команду, хорошо готовую физически. Другое дело, что каждый тренер видит игру по-своему, совершает необходимые ему изменения в команде.
- А в чем конкретно, по-вашему, различия в тренерских взглядах Зико и Рамоса?
- Тяжело анализировать - прошло всего несколько недель. Да и не хотелось бы обсуждать эту тему: некорректно и неэтично игроку выявлять различия в тренерском стиле. Ведь у каждого специалиста есть свой собственный. А то в начале года много говорилось о различиях в методах работы Газзаева и Зико, а теперь вот всем интересна разница между подходами Зико и Рамоса. Я не хочу копаться в этих различиях, потому мне интересно работать и с тем, и с другим. К тому же главный критерий труда тренера – это результат. А в той ситуации, в которой мы оказались, добиваться результата необходимо в каждой встрече. Для нас сейчас каждый матч словно решающий, играй хоть с «Крыльями», хоть с «Динамо», с «Зенитом» или «Кубанью». Очки нельзя терять – на это нас настраивает как тренер, так и руководство.
- Кстати, о руководстве и тренере. Евгений Гинер в своем свежем интервью четко определил ту самую разницу между Зико и Рамосом. По мнению президента ЦСКА, испанец намного строже бразильца.
- Есть такое. Может, не то чтобы строже – просто Рамос максимально задействован в тренировочном процессе, контролирует ситуацию, поправляет игроков. У Зико несколько иначе. Бразилец больше доверял игрокам, уповал на их профессиональные качества. Рамос жестче.
- Можно назвать Рамоса более «российским» тренером?
- Да, с такой манерой руководства командой испанец лучше подходит для российской команды.
- Наш футболист не может без кнута.
- Есть свои особенности (смеется).
«МОЛОДЕЖЬ БОЛЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНА, ЧЕМ МЫ В СВОЕ ВРЕМЯ»
- У вас был личный разговор с Рамосом?
- Нет. Как правило, он обращается ко всей команде. И если что-то говорит, то всегда по делу. Во время установок укладывается в 10-15 минут, не более. Все очень грамотно, четко и рационально. Настоящий профессионал.
- В команде много молодых футболистов. Рамос не возлагает особую ответственность на вас, как на одного из самых опытных?
- Начнем с того, что большая ответственность уже работать с таким известным тренером, который возглавлял мадридский «Реал». Ответственность и удовольствие. Все с удовольствием слушают Рамоса и выполняют его задания. Вообще, такая ситуация для меня, как и для молодого футболиста, - это своеобразный вызов. Но с опытных футболистов, естественно, больший спрос. Нам и тренеры говорят, чтобы помогали ребятам молодым. Но в этом плане проблем нет – сейчас молодежь намного более профессиональна, чем мы в свое время (усмехается). Времена меняются.
- С новым тренером вы стали играть чуть глубже в центре, реже принимая участие в атаке. И недавно признались, что вам такая перестановка по душе.
- Мне эта позиция действительно нравится, чувствую себя комфортно. У меня большой опыт выступления в амплуа чистого «опорника». Оно открывает много возможностей: можно сыграть в отборе и тут же получить зону для подключения, для передачи.
- Эта перестановка была сугубо тренерским решением, или вы советовались с Рамосом?
- Нет, ничего не обсуждалось. Когда Рамос пришел, он тут же поменял местами нас с Мамаевым: Паша стал играть чуть впереди, а я – ниже. Но это, в принципе, условности. Мы же все-таки два «опорника», хоть и не на одинаковых правах.
«ОРГАНИЗМ ЗАТОЧЕН ПОД ЕВРОКУБКИ»
- Впереди игра с «Зенитом», а затем – встреча с «Бешикташем» в Лиге чемпионов. Не многовато ли матчей топ-уровня за пять дней?
- Наоборот – здорово! Что может быть лучше, чем игры на таком высоком уровне? Надо стремиться выступать в таких матчах как можно чаще. Так что в этом плане осень для меня – лучшая футбольная пора.
- То есть вам нравится плотный календарь?
- Лучше больше играть, чем тренироваться.
- Есть объяснение тому, что сейчас команда лучше проводит вторые таймы?
- Просто первый тайм обычно проходит в плотной борьбе, открывается мало свободных зон. А после перерыва команды действуют несколько раскрепощеннее. Поэтому не стал бы утверждать, что первые таймы мы проводим хуже, чем вторые. Да, получается, что во второй половине встречи забиваем больше голов, но не вижу в этом какой-то закономерности.
- Может, здесь-то как раз и прослеживается преимущество вашей команды над соперников в области физической готовности?
- Хм… В принципе, во втором тайме последнего матча - против «Динамо» - легко игралось и физически чувствовали себя хорошо. И это, наверное, как раз тот багаж, что был набран в начале сезона. Сейчас команда находится в тонусе, что неудивительно для осеннего периода, по ходу которого мы приближаемся к пику формы. Мы из года в год участвуем в Лиге чемпионов или в Кубке УЕФА, так что организм, наверное, уже заточен под еврокубки. Открывается второе дыхание.
«НЕ ХОЧУ ДУМАТЬ О СБОРНОЙ»
- Если вспомнить, в последних матчах ЦСКА против «Зенита» вашей команде особенно удавалась контратакующая игра. Стоит ли делать ставку на контрвыпады и в предстоящей встрече?
- Нам не стоит думать лишь о контратаках - такие матчи всегда проходят в остроатакующем ключе. Просто «Зенит», как и положено по статусу выступающей дома команде, будет большими силами идти вперед, навязывать свою игру. А когда питерцы массово идут в нападение – их легче поймать на контратаке. Возможно, именно поэтому и складывается впечатление, что мы играем от обороны. Ну а в ситуациях, когда ведем в счете, всей команде не стоит распыляться в атаке.
- Тем более, что сейчас появился мастеровитый быстрый форвард. Вы как раз сетовали на отсутствие такового после ухода Вагнера.
- Да, такой форвард нужен был, как воздух, и вот Гильерме здорово проявляет себя в каждом матче. Он почувствовал вкус гола, набрал бомбардирский тонус. Прошлой осенью Вагнер обеспечивал нам результат, забивая в каждом матче, теперь хочется, чтобы эстафетную палочку перенял Гильерме.
- А вот «Зениту» в последних матчах результат приносит Владимир Быстров.
- Быстров, как и Зырянов, играет очень большую роль в нынешнем «Зените». Это лидеры команды. Но Быстров в последних турах показывает блестящий футбол, так что его опеке надо уделить особое внимание. Постараемся нейтрализовать этот и другие козыри «Зенита».
- В заключение хотелось бы затронуть тему, от которой никак не уйти. У вас теплится надежда все-таки попасть в состав сборной России в преддверии решающих матчей с Германией и Азербайджаном?
- Не хочу об этом думать. У нас на носу очень важная игра с «Зенитом». Но, так или иначе, не мне решать – включать Алдонина в сборную или нет. Можно, конечно, тешить себя надеждами, однако последнее слово все равно за тренерским штабом сборной. Если он будет во мне заинтересован, то с удовольствием приеду на сбор.