Израильский футболист Бибрас Натхо в сумме провел в России восемь лет. За это время он выиграл Кубок и Суперкубок России в составе казанского «Рубина», стал чемпионом России вместе с московским ЦСКА.
Вот уже четвертый сезон Бибрас проводит в сербском «Партизане», с которым ежегодно на зимних сборах пересекается с российскими командами.
В интервью «Матч ТВ» Бибрас заявил, что Российская премьер-лига стала слабее в связи с последними событиями, вспомнил, как испытал шок от вылета «Рубина», а также объяснил, почему карьера его родственника Амира Натхо пошла на спад.
«РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ ЕВРОПЫ»
— На первом сборе в Турции «Партизану» пришлось сыграть против «Ахмата». Кого знаешь из их нынешнего состава?
— В «Ахмате» многое изменилось с тех пор, как я выступал в России. Сейчас в их составе только два футболиста, с которыми пересекался ранее. Отмечу, что против них всегда было тяжело играть, особенно на выезде. Очень жесткий и тяжелый футбол. Но сейчас это всего лишь товарищеская игра, мы просто готовимся к сезону.
— «Ахмат» ранее представлялся командой с самым жестким футболом в лиге?
— Одним из самых жестких это точно. Победить в Грозном было почти невозможно. Это один из самых сложных соперников, с которым мне приходилось играть.
— Насколько сильно ты сейчас погружен в российский футбол?
— Конечно, стараюсь следить за вашей лигой, потому что в Сербии транслируют матчи. Не всегда удается, но по возможности смотрю. Учитывая нынешнюю ситуацию, могу сказать, что чемпионат стал слабее. Но надеюсь, что все скоро вернется на свои места и российский футбол вернется в еврокубки. Российский футбол очень важен для Европы.
— Так сильно заметно, что чемпионат России стал слабее?
— Сейчас в чемпионате России мы не видим больших имен, как было раньше. Привлекать игроков из-за рубежа стало намного сложнее. Если падает уровень легионеров, то вместе с ним падает и уровень российских футболистов. Но, повторюсь, надеюсь, что ситуация в мире скоро образумится и все вернется на свои места.
— «Зенит» несколько раз подряд становился чемпионом и сейчас идет на первом месте. На твой взгляд, у этого клуба есть конкуренты?
— «Зенит» — очень сильная команда. Наверное, для лиги было бы интереснее, чтобы побеждали и другие команды, такие как ЦСКА, «Спартак». Но сегодняшний уровень «Зенита» говорит о том, что все заслуженно.
— Найдется ли в этом сезоне команда, которая прервет гегемонию «Зенита»?
— До зимней паузы мне казалось, что «Спартак» был готов к этому. Но на дистанции, наверное, «Зенит» будет сильнее. Учитывая мой опыт в России, скажу, что точно нельзя делать прогнозы (смеется). Из картины, которую видел в первой части чемпионата, «Зенит» сильнее, пока его сложно одолеть.
«МАРИО БЫЛ ТИХИМ ЧЕЛОВЕКОМ, ОТ КОТОРОГО НЕ ЗНАЕШЬ, ЧЕГО ОЖИДАТЬ»
— Экс-партнер по «Партизану» Саша Зделар без проблем закрепился в основе ЦСКА, но на чемпионат мира не поехал. Он был достоин поездки?
— Сборная Сербия считается очень сильной командой в Европе, туда не так просто попасть. Сложно говорить, заслуживал ли он или нет. Но если он продолжит хорошо играть за ЦСКА, уверен, свой вызов в сборную обязательно получит.
— Ты не участвовал в самом переходе?
— Нет, у нас был только разговор о ЦСКА. Саша интересовался моим мнением. Я сказал, что для него это фантастический вариант.
— Переход из «Партизана» в ЦСКА — нормальное явление, потому что болельщики клубов дружат между собой. Но вот трансфер из «Црвены Звезды» в ЦСКА наверняка вызывает неоднозначные эмоции у фанатов. Как в Сербии реагировали на переезд Милана Гайича?
— Затрудняюсь ответить, потому что не так много читаю сербские СМИ. Могу только сказать о нем как о футболисте: он всегда был дисциплинированным, отлично играл в обороне и здорово подключался к атаке.
— Он сможет стать новым Марио Фернандесом для ЦСКА?
— Уф, тут сложно ответить, потому что Марио — это один из топ-латералей, с которыми я играл. Один из лучших правых защитников в истории чемпионата России. Милану будет сложно дойти до уровня Марио.
— Не так давно Фернандес вернулся в большой футбол, заключив контракт с «Интернасионалем». Насколько сильно удивило его решение о паузе в карьере?
— Очень сильно! Марио слишком молод для паузы или завершения карьеры. Он всегда был таким тихим и немного скрытным человеком, от которого не знаешь, что ожидать (смеется). Но мы не знаем всех деталей, почему он принял такое решение.
— Слышал, что Марио из-за своей скромности или стеснения боялся говорить на русском языке, хотя хоть как-то мог.
— Иногда слышал, как он говорит на русском языке. Конечно, это не была беглая речь, но пошутить он мог. Я бы сказал, что он больше понимал, чем мог изъясняться.
— Бибрас, ты также очень долго играл в России. Ставил ли ты себе задачу выучить русский? И насколько важно легионерам знать его?
— Что касается меня, то больше понимаю, чем говорю. Но сейчас, когда уже не играю в России, понимать становится все сложнее. Наличие русского языка точно помогает легионерам, в этом уверен. Но не могу сказать, что это обязательное требование. Английский язык считается международным инструментом общение, поэтому во всех европейских клубах все находят общий язык через английский.
«БЕРДЫЕВ — ОДИН ИЗ ДВУХ САМЫХ ВАЖНЫХ ТРЕНЕРОВ В МОЕЙ КАРЬЕРЕ»
— Какой была первая реакция на вылет «Рубина» из РПЛ?
— В первую очередь я был в шоке! «Рубин» — большой клуб, но за последнее время многие значимые футболисты покинули состав, что сказалось на результате. Это падение стало очень неожиданным и неприятным. Сейчас продолжаю следить за командой в Первой лиге, плюс постоянно на связи с переводчиком «Рубина», моим другом, который продолжает работать в клубе. В целом знаю о ситуации в клубе.
— На твой взгляд, с какого момента начались беды «Рубина»?
— Окончательный уход Бердыева из команды стал одной из предпосылок к этому. На мой взгляд, это переломный момент. Это большая потеря. Этот человек делал удивительную работу с командой.
— Бердыев зимой возглавил «Сочи». Он еще остается сильным тренером?
— Для меня он один из лучших. Бердыев никогда не потеряет своего профессионализма. Вспомните период в «Ростове», где из не очень большой команды он смог сделать коллектив, который обыгрывает «Баварию» в Лиге чемпионов.
— Это самый важный тренер в твоей карьере?
— Один из двух. Он и тренер, с которым работал в Израиле, два самых важных в моей карьере.
— Бердыев — это тот тренер, на предложение которого ты не сможешь ответить отказом?
— Конечно, Бердыеву сложно отказать (смеется). Но мы не знаем, что будет дальше.
— Под руководством Бердыева в «Сочи» будет играть твой давний знакомый Кристиан Нобоа. В апреле ему исполнится 38. Из чего он сделан?
— Правда, не знаю (смеется). Раньше в 35 лет футболистов отправляли на пенсию, но сегодня мы видим, как и в 37 можно здорово играть. Чего только стоит Ибрагимович. Это говорит, что уровень профессионализма растет.
— Недавно «Рубин» покинул Леонид Слуцкий. Почему он не может найти себя после ЦСКА?
— Ему сложно найти такое же комфортное место, какое у него было в ЦСКА. В спорте очень многое зависит от твоей психологии, это касается не только футболистов, но и тренеров. Если ты не силен морально, неудачи могут тебя сломать. Но это также работает и в обратную сторону: несколько хороших игр возвращают тебя наверх. Надеюсь, что в скором времени он найдет свою команду.
— Какая команда подходит ему?
— Лучший вариант для Слуцкого — топ-команда, которая уже показывает хорошую организованную игру. Он очень сильно заряжается от классной игры в атаке. Он этим питается. Чтобы найти себя, надо попасть в топ-клуб.
— Твой двоюродный брат Амир Натхо сильно сдал за последнее время, хотя несколько лет назад его считали очень перспективным футболистом. Почему так?
— Время от времени мы с ним на связи. После того как в 17 лет он оказался в академии «Барселоны», однозначно его карьера пошла на спад. Но считаю, что его лучшие дни еще не наступили.
— Правда так считаешь? Он меняет команду каждый сезон. И вот совсем недавно приехал на просмотр в «Аланию», хотя в сентябре заключил контракт со «СКА-Хабаровск».
— Почему нет? Он талантлив. Ему всего 26 лет, возраст еще позволяет найти свое место. Если в ближайшие два года найдет свою команду, то все получится.
— Почему часто карьера талантливых футболистов с возрастом идет на спад?
— Если говорить про Амира, то когда в совсем юном возрасте он оказался в «Барселоне», то был на высоте. И возвращение в Россию наверняка отразилось на нем. Возможно, он не до конца понимал, сколько усилий ему нужно приложить, чтобы доказать свою состоятельность в России. При возвращении из такой команды, как «Барса», тебя считают восходящей звездой. Для молодого парня это, безусловно, сложно психологически. От него многого ждали. Там было много нюансов, почему получилось именно так.