ПАС ОТ ВАСИЛИЯ УТКИНА
Перед финишным отрезком в нашем чемпионате пять команд расположились в шестиочковом коридоре. Ситуация практически непредсказуемая: все эти команды так или иначе будут играть друг с другом, и неизвестно еще, что лучше – встречаться с непосредственными конкурентами или же избегать таких встреч…
О ПЛЮСНЕВЫХ КОСТЯХ ИБСОНА…
Один из таких матчей мы увидим в воскресенье – «Спартак» будет играть с «Локомотивом». Мне кажется очень симптоматичным, на каком широком фронте сражаются команды. Например, о состоянии здоровья Ибсона мы узнаем столько подробностей – притом нисколько не опереточных, все очень предметно – что, кажется, уже сами можем друг другу разъяснять роль плюсневых костей в организме. И это логично, потому что для «Спартака» возвращение главного из своих многочисленных больных – важнейший ресурс. Мелочей в подготовке к последнему броску быть не может, и сыграет Ибсон в результате шесть игр, пять или четыре и с какой отдачей – от этого в огромной степени зависит эффективность этого броска.
А клубный руководитель Валерий Карпин еще и жахнул из дополнительного калибра по назначенному судить матч Юрию Баскакову. Не вдаваясь в избыточные подробности, скажу, что не считаю слова Карпина неэтичными. Возможно, будь я болельщиком, мне бы не хотелось, чтобы такие слова звучали – но мне бы не хотелось много чего. Например, чтобы футболисты ломали себе ноги на футбольном поле. Однако это было, есть и будет.
Вот и психологическая война – нарочно ли начатая или возникающая из случайно брошенных слов – тоже была, есть и будет. В конце концов судьям-то что расслабляться? На войне как на войне…
ДЕТЕКТИВЕ С ПОГОНЯМИ…
Я тоже с большим удовольствием обсужу работу Баскакова, а может, и еще чью-то. Только после игры. Как и судейство Сухины – помните, как его имя возникло в стартовом протоколе на предыдущей локомотивской игре? Между прочим, по этому поводу РФС или премьер-лиге (не мастак я в производственных вопросах) стоило бы дать оценку той замене; ведь были нарушены собственные параграфы о судейских назначениях.
Но этой оценки не прозвучало. Ответственное лицо, Сергей Куликов, высказалось настолько туманно, что за судейскими формальностями впору подозревать уже какой-то детектив, и не исключено, что со стрельбой и погонями.
Ну, если там такие уж секреты – то как можно запретить официальным лицам клубов прохаживаться на тему, который судья чей? Да никак.
…И ПОЛЬЗЕ АЖИОТАЖА
На мой взгляд, главнейшим аспектом борьбы на финише чемпионата станет психология. Победит тот, кто будет устойчивее, невосприимчивее к ажиотажу, а может быть, кто-то сумеет и в попутный ветер его превратить. Вот то, что делает Карпин – причем уже не в первый раз: он как бы вызывает огонь на себя. Праведно, неправедно – мне все-таки не понравились слова о Баскакове; но в результате за его высказываниями команде жить спокойнее.
А «Зенит»? Разве не важнейший вопрос, который предопределяет происходящее с командой, — болельщицкие страсти вокруг Быстрова? Да стопроцентно. Эти страсти гонят Быстрова вперед, они же заставляют команду помогать ему, сплачиваться вокруг него, но они же действуют и разрушительно. Потому что это надрыв. На надрыве долго нельзя, ни благодаря ему, ни вопреки.
А ЦСКА? Неужели никто еще не заметил, что Хуанде Рамос пока что добивается успеха, эксплуатируя – и умело – инерцию встряски? Ну неужели же он знал, едучи в ЦСКА, что пора ставить в основу Нику Пилиева или как лучше использовать Гильерме? Да нет. Он в первую очередь ерошит команду, не дает ей успокаиваться, постепенно, разумеется, выискивая и новые тактические варианты.
И это все только примеры. Нас ждет неимоверно эмоциональная развязка, в которой отделить тонкие ходы от случайных удач или провалов будет практически невозможно. Пять команд в интервале шести очков… Я не думаю, что все они реальные претенденты. Но это и неважно. Главное, что все они сами в этом уверены.