ЦСКА против "Локомотива" - это касса, это сборы! А ЦСКА Хонды против "Локомотива" Алиева - такая афиша нынче интригует особенно. Игроки в России всего ничего, но представить без них обе команды уже сложно. Да и не хочется, правда?
В чем секрет их невероятных ударов? Об этом и не только накануне матча корреспондент "СЭ" побеседовал с главным тренером армейцев Леонидом Слуцким и тренером "Локо" Борисом Игнатьевым.
Нелишним показалось узнать мнение Ильи Абаева из "Анжи" и динамовца Владимира Габулова, уже настрадавшихся от чудо-залпов Хонды с Алиевым. Вратари - натуры тонкие, ранимые, об ошибках да пропущенных голах вспоминать не любят. Тем не менее уклоняться от разговора не стали, за что им отдельный "респект".
СЛУЦКИЙ
- Со стороны кажется, что в ЦСКА Хонда освоился без проблем. Или это обманчивое впечатление?
- Нет. Кейсуке - человек открытый, очень коммуникабельный. Быстро сходится с людьми. Улыбчивый, всегда настроен на позитив. С ним легко. В игровом плане сложностей тоже не возникло. С учетом травмы Дзагоева позиция Хонды на поле сразу стала ясна. К тому же пришел он из голландского чемпионата, где сезон был в разгаре. Отличная физическая форма позволила Хонде спокойно переносить любые нагрузки. Правда, в последнем туре я ему дал передохнуть: видел, что не в оптимальном состоянии. Все-таки за короткое время мы провели много матчей, а Хонда играл почти без замен. Но сейчас все в порядке.
- Как у него с русским?
- Прибавляет не по дням, а по часам. Постоянно таскает с собой русско-японский разговорник. Любознательный, задает много вопросов. Ему все интересно. Главное - не стесняется говорить. Когда изучаешь язык, это очень важно. Особенно умиляло, когда Хонда подходил и представлялся на русском: "Я япошка". Ребята научили.
- Какие славные люди...
- Игроки его сразу признали. Дай бог, чтобы каждый легионер осваивался в команде настолько легко. Хонда со всеми прекрасно ладит. И его вторая половина быстро нашла общий язык с женами футболистов. Вместе в рестораны ходят.
- В японские?
- В том числе. Конечно, мнение Хонды о японских ресторанах в Москве всех интересовало. В нескольких Кейсуке уже побывал. Выбирал, сами понимаете, недешевые.
- И что?
- Всякий раз ответ был неизменным: "Готовят хорошо. Только к японской кухне это никакого отношения не имеет. Абсолютно другой вкус". Впрочем, больше всего Хонда удивил не этим.
- А чем?
- Видно, парень неглупый, начитанный. Но в кругозоре серьезные пробелы. Например, понятия не имеет, что такое Советский Союз. Никогда не слышал о группе Queen. Говорит, в Японии о ней никто не знает. Вот что значит другая культура, другой мир.
- Для многих удары Хонды со штрафных стали откровением. Но только не для вас?
- Разумеется. Я же видел на видео, как он бьет. Кстати, у меня и в "Крыльях" был футболист с похожим ударом.
- Кто?
- Владислав Кулик. На сборах забивал со штрафных. А вот в чемпионате - ни разу. Наверное, поэтому его умение осталось незамеченным.
- Штрафные Хонда отрабатывает на каждой тренировке?
- По самочувствию. Иногда может десять раз пробить, иногда - тридцать. Понимаете, ударная нога у таких игроков - самое уязвимое место. Изменения в суставе неизбежны. У Хонды это левая нога, у Алиева - правая. А когда чувствуешь утомление и сустав перегружен, лучше взять паузу.
- Что делать вратарю, когда Хонда приближается к мячу?
- Молиться. И надеяться, что тот попадет прямо в него. Обратите внимание: после ударов Хонды редко кто ловит мяч классическим вратарским приемом. Летит-то он непредсказуемо.
ИГНАТЬЕВ
- Сложно работать с Алиевым?
- С чего вы взяли? Саша - отличный парень. Добрый, отзывчивый, адекватный. При этом Алиев - не тот человек, которого можно лепить, как из пластилина. Цену себе знает. Когда в прошлом году Семин позвал меня в киевское "Динамо", я вспоминал, что говорили об Алиеве. Гуляка, выпивоха… И подсознательно ждал от него срыва. Но Саша за это время ни разу не позволил себе никаких вольностей. Вел себя настолько профессионально, что закралась мысль: может, все это болтали о другом Алиеве?
- Йожеф Сабо в разговоре со мною преображение Алиева объяснил просто: "Зашили".
- Исключено. Да и вообще не в этом дело. Парень наконец-то повзрослел. Такое часто бывает: в юности нагуляешься, а потом говоришь себе: "Стоп. Пора браться за ум". По мнению тех, кто давно общается с Алиевым, в лучшую сторону его изменила семейная жизнь. Я знаком с его женой. В самом деле прекрасная девушка… И Семин к Саше сразу нашел подход. Он умеет выстраивать отношения с футболистами. Сам Алиев теперь говорит: "Юрий Палыч - мой тренер!" Только не думайте, что Семин потакает игроку. Наоборот, когда что-то не устраивает, дерет три шкуры. Но всегда в него верит. Если Алиев здоров, не было вариантов, чтоб ему не находилось места в основном составе.
- Сергей Овчинников на днях сказал: "Натренировать удар, как у Алиева, невозможно. Это - от природы". А вы как считаете?
- Согласен. К такому удару есть анатомическая предрасположенность - маленькая ножка, скоростно-силовой разгиб голени. С огромной плоской стопой так пробить никогда не получится, хоть сутками лупи по воротам. А у Алиева - 39-й размер ноги. Но дар - лишь полдела. Не стоит забывать о работе, которая стоит за этим. Саше повезло, что в детстве тренеры подсказали ему, как надо бить, поставили удар. Он оказался восприимчив к обучению и со временем довел все до автоматизма. Помню, в советском футболе так же лихо били штрафные Гена Красницкий из "Пахтакора", Витя Серебряников из киевского "Динамо". Сейчас в этом смысле с Алиевым может сравниться разве что Хонда.
- Вы понимаете, как японцу удаются такие трюки?
- Бьет прямым подъемом выше центра мяча, что придает неповторимое вращение. И мяч камнем падает в ворота. Или Криштиану Роналду взять. Меня всегда поражало, с какой скрупулезностью он готовится к удару со штрафного. Отмеряет определенное количество шагов, выбирает точку, где должна стоять опорная нога. То есть не просто разбежался и двинул по мячу. Роналду понимает, что одним точным попаданием может решить судьбу матча, и вкладывает в эпизод все сознание. Так же тщательно готовит штрафные и Алиев.
- Причем в этот момент кажется, что ему абсолютно все равно, сколько до ворот - двадцать метров, тридцать…
- Вот именно! В Киеве Алиев и Олег Гусев любили оставаться после тренировок. Компанию им составлял кто-то из вратарей - Шовковский или Богуш. Били на спор - когда на отжимания, а когда и на деньги. Сначала мяч ставили метрах в двадцати от ворот, а потом постепенно отодвигали все дальше и дальше. Но даже метров с тридцати пяти Алиев так запускал мяч, что вратари охали.
АБАЕВ
- Был у вас шанс отбить тот удар Хонды со штрафного?
- Шанс есть всегда. Честно говоря, вспоминать эпизод не очень хочется.
- Просто я так и не понял, как мяч, летевший вроде бы прямо вам в руки, внезапно завернул в ворота.
- Я тоже не понял. В любом случае - моя ошибка. Конечно, Хонда - большой мастер. Но дело еще и в новых мячах, которые запустил Adidas. Вратарям с ними тяжело. Летят неровно, без четкой траектории.
- Кроме Хонды и Алиева, кто еще на вашей памяти здорово исполнял штрафные?
- Молош. Он и за "Носту" мне забивал, и за "Сибирь" год назад в первой лиге. Мяч после удара белорусского защитника запросто может на полметра вильнуть в сторону. Причем старый мяч! Но Хонда, Алиев и Молош бьют по-разному. Алиев - на технику: в какой угол задумал, туда аккуратно мячик и положит. Хонда же с Молошем полагаются на силу. Главное для них - хорошенько приложиться по мячу. А уж в полете он поменяет траекторию. Кажется, летит точно в руки, но в последний момент выясняется, что это не так.
- Как же быть?
- Не зевать. Надеяться на свою реакцию и физические данные. Правда, ни мне, ни Палопу даже прыгать за мячом не пришлось…
ГАБУЛОВ
- В этом году вы уже пересекались на поле и с Хондой, и с Алиевым. Кто из них попортил больше крови?
- Алиев. Так уж получилось, что Хонда в матче с "Динамо" штрафные ни разу не бил.
- Какой совет дали бы коллегам, которым только предстоит сыграть против них?
- Готовых рецептов в таких ситуациях не существует. Как нет мячей, которые нельзя поймать. Просто одни больше поддаются ловле, другие - меньше. Все зависит от удара и выбора позиции. А для вратаря что самое важное? Быть предельно внимательным и до последней секунды сохранять концентрацию. Хотя любому сложно поймать мяч, если штрафной назначен вблизи ворот, а игрок бьет с нужной силой и точностью.
- Прежде вам встречались такие мастера "стандартов", как Алиев?
- Конечно. Сейчас в каждой команде есть игрок, способный неплохо пробить штрафной. Либо на силу, либо хитро закрутить. В "Спартаке", например - Алекс. А раньше - Калиниченко. В "Динамо" умельцев тоже хватает - Самедов, Колодин, Дима Комбаров. Что касается Алиева, то я бы с выводами не спешил. Да, у него поставленный, мощный удар. Может и в обвод "стенки" мяч пустить. Но со штрафных забил пока всего два гола. Посмотрим, что будет дальше. Тем более что теперь Алиева хорошо изучили.