"Чемпионат.ру" внимательно изучил прейскурант цен на билеты в Премьер-Лиге и пришёл к заключению, что даже "футбол по дешёвке" сам по себе не является гарантией аншлага на трибунах.
Словосочетание "билетная программа" вошло в лексикон менеджеров российских клубов относительно недавно. Этой статье доходов, такой важной на развитом Западе, спортивные завхозы долгое время просто не уделяли должного внимания. Капает какая-то денежка из касс – хорошо, нет – ничего страшного. Очередной денежный перевод из губернской (городской) казны всё покроет.
Первыми опасность столь иждивенческой политики осознали, как и положено, ведущие футбольные предприятия страны. Они же первыми переняли у европейских коллег гибкую систему билетных продаж – на любой вкус и кошелёк. А мировой финансовый кризис – спасибо ему хоть за это – ускорил аналогичные процессы в регионах. И пускай пока прибыли от этого вида деятельности в большинстве случаев составляют каплю в бюджетах, подчас неоправданно раздутых, процесс пошёл. А значит, есть робкая надежда, что когда-нибудь российские клубы да научатся зарабатывать больше, чем тратят. Знаю-знаю, сегодня это звучит как анекдот. Но почему бы не пофантазировать?
А пока предлагаю полистать реально существующие и действующие билетные программы субъектов РФПЛ. Сравнить порядок цен и широту ассортимента.
Цены на билеты в Премьер-Лиге:
25-700 – "Ростов"
50-650 – "Сибирь"
50-500 – "Крылья Советов"
60-300 – "Рубин"
100-350 – "Амкар"
100 – "Терек"
100-500 – "Динамо"
150-250 – "Алания"
150-250 – "Анжи"
150-1 000 – "Локомотив"
200 – "Спартак-Нальчик"
200-500 – "Томь"
200-1 450 – "Спартак"
250-1 500 – ЦСКА
300-450 – "Сатурн"
300-3 500 – "Зенит".
Начну с "Лужников" – всё-таки главная и самая вместительная арена страны. Ещё в прошлом году её делили между собой "Спартак" и ЦСКА, но после переезда армейцев в Химки арендатор у БСА остался один. У девятикратного чемпиона России найдётся интересное предложение практически для любого слоя населения. Так, стоимость абонемента на все домашние матчи красно-белых в этом году колебалась от 2 300 рублей на трибуну В до 400 000 в ложу VIP1. За зиму "Спартак" реализовал более 10 тысяч годовых пропусков и по этому показателю установил новый клубный рекорд.
Широк диапазон цен и на разовые посещения "Лужников" – начиная с 200 целковых и заканчивая 30 тысячами. Цифра зависит от номера сектора, комфортабельности места и категории матча. В первую категорию входят ЦСКА, "Динамо", "Локомотив", "Зенит" и "Рубин". Во вторую – все остальные. На игры с ними и вход, соответственно, дешевле.
ЦСКА подразделяет соперников, а вместе с ними и цены на билеты, на четыре сегмента. Первый – это "Спартак". Матч с ним, единственный из всех домашних в этом году, армейцы проведут в "Лужниках". "Арена Химки" чисто физически не вместит всех желающих посмотреть "дерби всея Руси". Вторая категория соперников – это "Зенит", "Локо" и "Динамо". Остальные рассортированы по третьей и четвёртой "корзинам". Пример для наглядности: если на матч с "Динамо" самый дешёвый билет стоил 300 рублей, то на игру с "Тереком" он обойдётся потребителю на полтинник дешевле.
Армейский клуб установил нижнюю границу цены на билет на уровне 250 рублей, а верхнюю – на отметке 1 500. Просмотр игры из ложи для особо важных персон стоит от 1 500 до 10 000 рублей. Зато счастье воочию лицезреть один из двух главных матчей сезона будет стоить болельщику красно-синих дешевле, чем игра с противником "второй категории" в Подмосковье: от 250 до 9 000 рублей. Почему так? А вы вместимость стадионов сравните: у "Лужников" она в четыре раза больше, чем у "Арены Химки".
Всего 100 рублей берёт за вход на стадион с ветеранов Великой отечественной войны и болельщиков не старше 23 лет "Динамо". Бело-голубые, напомню, второй сезон квартируют в Химках. Остальным категориям болельщиков приходится платить больше – от 200 до 500 рублей. Ну а если вы относите себя к классу "высоких гостей", будьте готовы раскошелиться на 800-1000 целковых. А можно шикануть в бизнес-ложе – это удовольствие стоит 7 тысяч.
Всего за 150 рублей можно сходить на "Локомотив". Столько будет стоить билет на трибуны "Север" и "Юг" (за воротами) на матч с условной "Томью" или "Спартаком" из Нальчика. Московский "Спартак" обойдётся на сотню дороже. Лучшее место в центральном секторе на этой же игре будет стоить тысячу (не у спекулянтов – в кассе). А кресло в VIP-ложе – 3-10 000 рублей.
В Петербурге большого футбола меньше, чем в Москве (я о количестве матчей, если что), поэтому билеты на "Петровский" в свободной продаже редкость. Учитывая небольшую вместимость стадиона (22 025), самые предусмотрительные болельщики загодя приобретают сезонные абонементы. А остальным приходится осаждать кассы в надежде на чудо или идти на поклон к перекупщикам. Хотя и официально заявленная клубом стартовая цена на билет – наивысшая в Премьер-Лиге. О "финишной" даже говорить не приходится – она иногда и до 3 500 подскакивает!
При этом на так называемый "вираж" (12-15-й сектора) постороннему вход практически заказан: все 5 200 абонементов сюда выкуплены болельщиками задолго до старта сезона. Как, собственно, и 10 тысяч остальных годовых пропусков, выпущенных клубом перед сезоном-2010. Тем, кто не успел, остаётся записываться в "лист ожидания" – это повышает шансы на приобретение абонемента на следующий год и покупку разового билета на текущий чемпионат.
VIP-ложи:
800 - 7 000 – "Динамо"
900 - "Сатурн"
1 200 - 15 000 – "Зенит"
1 450 - 30 000 – "Спартак"
1 500-10 000 – ЦСКА
3 000-10 000 – "Локомотив".
Самые демократичные цены на билеты из клубов так называемой "большой шестёрки" установил "Рубин". Топ-игру в Казани (со "Спартаком" или "Зенитом") можно посетить рублей за 100-300. Стоимость сезонного абонемента составляет тысячу. По-божески, не правда ли?
Тем удивительнее, что домашняя арена двукратного чемпиона страны пока занимает одно из последних мест по посещаемости в лиге. Три матча этого сезона собирали на центральной арене Казани в среднем по 10 тысяч зрителей – меньше на старте была домашняя аудитория только у "Терека", "Ростова", "Спартака" из Нальчика и "Сатурна". Очевидно, когда в столицу Татарстана поедут прямые конкуренты "Рубина", данная цифра изменится в сторону увеличения. А пока – так.
Своего рода ноу-хау внедрила с 2010 года "Томь". Перед началом сезона болельщикам за 2,5 тысячи рублей был предложен абонемент "Топ-6" – на матчи с полудюжиной лучших клубов страны. Цена разового билета на футбол в Сибири составляет 200-500 рублей. Школьникам и студентам предоставляются скидки. При этом клуб активно борется с "зайцами" и потворствующими им элементами.
Для "Анжи" противник "первой категории" – не "Зенит" и не ЦСКА, а, представьте себе, "Алания"! В то время как на игру с именитым столичным гостем махачкалинский болельщик и за 150-200 рублей попадёт (если, конечно, очередь у кассы с утра пораньше займёт), то встреча с географическим соседом ему обойдётся на сотенную дороже.
Самые же дешёвые билеты на стадион в Премьер-Лиге обнаружены в Ростове-на-Дону. От 25 рублей. Второй вопрос, много ли с такого места увидишь? А за 500 можете обеспечить себя "живым" футболом на целый год вперёд – если вы школьник, студент или пенсионер.VIP-абонемент для респектабельных господ и дам категории "золото" стоит в 15 раз дороже.
А насколько адекватны цены на отечественный футбольный продукт его качеству, каждый для себя решает самостоятельно. Это уже дело вкуса и материального положения.