Армейцам в этом году пришлось стартовать в середине февраля, так что их первый отрезок сезона растянулся на целых два месяца. Своими эмоциями от начала борьбы в первенстве России и окончания — в Лиге чемпионов со «Спортом» поделился Евгений Алдонин.
— Нынешний старт получился для вас самым насыщенным в карьере?
— Если говорить о количестве матчей, то мы и раньше начинали сезон с участия в еврокубках, а что касается накала, то соглашусь с вами: никогда не выходили в плей-офф Лиги чемпионов, и в эмоциональном плане игры и с «Севильей», и с «Интером» были очень весомыми. И нагрузка тоже была существенной.
— В раннем старте сезона многие специалисты традиционно видят ряд недостатков. Для вас это имеет какое-то значение?
— Наверняка есть изменения в подготовке, если у команды ожидается ранее начало турнирной борьбы. Но с другой стороны, я придерживаюсь такого мнения, что лучше больше играть, чем больше тренироваться (смеется). Поэтому чем быстрее начинаются официальные матчи, тем быстрее и форму набираешь, что позволяет потом играть на уровне весь сезон.
— То есть ни о какой усталости, физической или эмоциональной, пока не может идти и речи?
— Физической уж точно нет, а в плане эмоций вылет из четвертьфинала Лиги чемпионов был ощутим. И даже расстраивались больше не из-за того, что вылетели, а, наверное, из-за того, что в матчах с «Интером» не показали своей лучшей игры. Если бы сыграли так, как действительно можем, то смогли бы добиться гораздо лучшего результата. Но сейчас уже нет смысла это вспоминать. Надо идти дальше, к тем целям, которые поставлены перед командой.
— Что же, прежде всего, матчи с итальянцами дали ЦСКА? Бесценный европейский опыт? Или что-то еще?
— Думаю, бесценный опыт для каждого игрока, конечно. Причем не только игры с «Интером», а вообще участие в плей-офф такого турнира. После подобных матчей мы становимся только сильнее.
— Перед соперниками по чемпионату России у армейцев есть сейчас определенное преимущество в плане игровой практики?
— Это было только вначале: первый, второй, третий тур. Теперь же команды провели по пять игр, и сейчас у нас такого преимущества нет, клубы находят свой игровой ритм. Так что ЦСКА не стоит на это сейчас уповать.
— Кстати, довольны ли стартом своего клуба во внутреннем чемпионате — как по набранным очкам, так и по качеству показанной игры?
— В начале чемпионата самое главное — набирать очки. Может быть, качество игры у нас еще не лучшее, не столь устраивающее нас. Так что первоочередная задача — это баллы в турнирной таблице, а сама игра наладится по ходу сезона, начнем доставлять удовольствие своим болельщикам.
— Какие матчи дались вам сложнее: против «Анжи» и «Алании» или против проверенных бойцов премьер-лиги, «Амкара» и «Динамо»?
— Сложно судить, но по накалу борьбы, наверное, самым запоминающимся оказался матч с «Динамо». Но он прошел сразу же после очень сложной игры с «Севильей», и было очень тяжело сразу перестроиться — как физически, так и психологически.
— Перенос игры с «Зенитом» на более поздний срок все-таки сказался положительно?
— Честно говоря, в той ситуации, в которой мы тогда оказалось, для нас в этом было больше положительных моментов. Сыграть в неделю три игры, из которых одна с «Интером», а одна с «Зенитом», очень сложно. Нагрузка очень серьезная. С другой стороны, мы же никак не могли на это повлиять: ситуация была связана с безопасностью. Не стоит кого-то винить в том, что это случилось.
— Многие футбольные специалисты сходятся во мнении, что новобранец армейского клуба Кейсуке Хонда может стать одним из главных открытий нынешнего сезона. Каково мнение его одноклубника на этот счет?
— Думаю, мы всей командой хотим того же самого, чтобы он стал открытием первенства, значимым футболистом в ЦСКА. Он забил классный гол «Севилье», да и в начале чемпионата России проявил себя с лучшей стороны. Если будет продолжать в том же духе, то оправдает все прогнозы специалистов.
|Тактика
Хонда плюс Дзагоев
— Еще в межсезонье, когда японец только появился в составе армейцев, стали слышны разговоры: как же эти два игрока будут сосуществовать на поле. Я такой позиции не поддерживал и не поддерживаю, — признается Александр Тарханов. — Считаю, что если в команде есть два грамотных, хорошо технически оснащенных футболиста, они должны быстро сыграться.
Не знаю, почему Дзагоева и Хонду постоянно ставят как бы в противовес друг другу. Это абсолютно не взаимоисключающие друг друга фигуры. На мой взгляд, они спокойно могут играть бок о бок. Так же, как и Дзагоев с Карвалью спокойно могли играть вместе, нужно было только правильно распределить между ними функции. Такого уровня разыгрывающие футболисты — наоборот, благо для любой команды.
Обращает на себя внимание то, что, когда оба оказываются в составе, Хонда располагается ближе к своим воротам, как бы в опорной зоне. Это оправданно, потому что Хонда, как мне показалось, более уверенно действует при отборе мяча. И потом играют же в «Барселоне» Хави и Иньеста. Два великолепных диспетчера, к тому же здорово взаимодействующих. Почему их игра не может служить примером?
Знаю, что Леонид Слуцкий собирается выстроить атакующий ромб: опорный хавбек, два инсайда и нападающий. Такая идея заслуживает внимания, потому что сейчас, если рассматривать чисто схематично, ЦСКА не ориентирован на атаку. Армейцы постоянно держат на поле двух опорников, и получается, что впереди не хватает футболистов. Кто составит атакующий ромб? Думаю, Хонда и Дзагоев могут исполнять роль инсайдов, а под ними расположится Алдонин, Мамаев или Шемберас. Возможно, «нижний угол» ромба будет отдан Хонде, а на месте правого инсайда сыграет Красич. Словом, здесь есть варианты.
Что еще показалось по первым турам: у ЦСКА каждый футболист индивидуально хорошо подготовлен, за счет чего по большей части и достигается результат. Командной игры, какой-то цельности пока не видно.
|Вратарский вопрос
Акинфеев
— Не соглашусь с теми, кто критиковал Акинфеева за ошибки в начале сезона. В совсем еще юном возрасте Игорь стал основным вратарем ЦСКА и сборной России. Представляете, какие это нагрузки на протяжении ряда лет? Конечно, спад периодически должен наступать. Но если у Акинфеева и есть спад, то это практически не ощущается, — замечает Анзор Кавазашвили. — А от ошибок, подобных той, что Игорь допустил в Махачкале, никто не застрахован. Даже великие голкиперы иногда допускали такие пенки! Не буду называть имен, чтобы не обижать своих коллег.
У Акинфеева есть все для того, чтобы стать одним из лучших голкиперов Европы. Не случайно же на него обращают внимание за рубежом. Да и на Евро-2008 он отработал здорово, его имя звучало в одном ряду с именами Аршавина и Жиркова, то есть тех наших футболистов, которые особенно удивили иностранных специалистов.
А ведь Акинфеев поехал на чемпионат Европы после тяжелейшей травмы колена, из-за которой не играл почти год. Я рад, что он полностью восстановился, в том числе и психологически. Подчеркнул бы еще одно достоинство Акинфеева: он всего добился своим трудом и талантом, и тем самым как бы стал положительным примером для молодых ребят, которые только начинают заниматься футболом. Думаю, многие из них захотят пойти по его стопам.
Единственное пожелание у меня к Игорю: не нужно быть таким импульсивным, после каждого удара бежать выяснять отношения с защитниками. Они тоже живые люди: трудятся в поте лица, иногда ошибаются. Можно, наверное, проявлять больше терпимости к своим партнерам.