В интервью еженедельнику "Футбол" атакующий хавбек ЦСКА рассказал об истории своего перехода в армейский клуб, жизни в нашей стране и ЮАР и многом другом.
Наличие в ЦСКА южноамериканских легионеров стало уже своеобразной традицией, но до недавнего времени армейский клуб делал ставку только на бразильцев. Единственным исключением из правила был аргентинец Осмар Феррейра, который, не сумев закрепиться в основном составе, покинул команду в конце 2005 года. Поэтому когда минувшим летом ЦСКА выложил 6,5 млн евро за чилийского полузащитника Марка Гонсалеса, такое кадровое решение показалось несколько неожиданным. Впрочем, сомневаться в высоком классе чилийца не приходится, армейцы заплатили за него адекватную цену (в июле 2008-го она достигала 11 млн евро), и, если травмы будут обходить 25-летнего чилийца стороной, результат не заставит себя долго ждать.
CПРАВКА
Дата рождения: 10 июля 1984 года.
Место рождения: г. Дурбан, ЮАР.
Гражданство: Чили.
Амплуа: атакующий полузащитник.
Рост – 176 см, вес – 74 кг.
Игровая карьера: "Универсидад Католика", Чили – 2002―2004, "Альбасете", Испания – 2004―2005, "Реал Сосьедад", Испания – 2006, "Ливерпуль", Англия – 2006―2007, "Бетис", Испания – 2007―2009, ЦСКА – с августа 2009 года.
В сборной Чили дебютировал 8 июня 2003 года. Провел за нее 25 матчей, забил 3 мяча.
ЦСКА ПРИОБРЕЛ МЕНЯ НЕ НАПРАСНО
Встреча с чилийским полузащитником ЦСКА состоялась всего через два дня, после того как он получил сотрясение мозга в матче 6-го тура против "Локомотива". По просьбе самого Марка длительность общения была заранее "регламентирована" и ограничена четвертью часа. И хотя этот лимит был, разумеется, превышен, до многих моментов мы просто-напросто не успели добраться. Впрочем, возможность продолжить разговор еще конечно же представится, ведь Гонсалес лишь начинает свою карьеру в российском футболе – серьезная травма, полученная в самом конце прошлого августа, выключила его из игры на длительный срок. Об отъезде же из России в ближайшее время не может быть и речи: пасовать перед трудностями – не в чилийских традициях.
– Обычно южноамериканские футболисты приезжают сюда из своих стран, надеясь в дальнейшем перебраться в западноевропейские клубы. Вы же прибыли в Россию как раз из Европы, да еще из Испании – более благополучной во всех отношениях страны, что выглядит весьма странно...
– Я ничего странного в этом не нахожу, поскольку, перед тем как принять предложение ЦСКА, успел досконально изучить, что представляет собой этот клуб. Я знаю, что у ЦСКА богатая история, он регулярно принимает участие в еврокубках, за него выступают известные в Европе игроки. Наконец, он всегда нацелен на решение самых высоких задач в чемпионате, и это тоже немаловажно. В общем, к тому моменту, когда я ставил свою подпись под контрактом, у меня уже не было никаких сомнений в правильности того, что я делаю.
– Но ведь были и другие предложения?
– Недостатка в предложениях я не испытывал, но если самым звучным и реальным из них было то, что исходило от греческого "Олимпиакоса", можно понять, насколько они представляли для меня интерес.
– Контракт вы подписали сразу на пять лет, что во времена кризиса может показаться весьма рискованным шагом. Только за прошлый год в ЦСКА сменилось три главных тренера, а финансово-экономическая ситуация уже не такая стабильная как раньше.
– Я прежде всего концентрируюсь на футболе, на собственной форме, а все остальные факторы имеют для меня второстепенное значение. Сейчас я думаю лишь о том, чтобы подтвердить свой уровень и показать, что ЦСКА приобрел меня не напрасно.
– За столь короткий срок пребывания в клубе вам довелось работать с тремя тренерами – Зико, Хуанде Рамосом и Леонидом Слуцким. Получалось подстраиваться под требования каждого?
– Разумеется, у каждого тренера есть свой собственный стиль работы, но мне никогда не нравилось сравнивать одного с другим. Могу только сказать, что ни с кем из тех специалистов, которых я застал в ЦСКА, проблем у меня не возникало и, надеюсь, не возникнет в дальнейшем.
– С вашим соотечественником Эдуардо Лобосом, выступающим в Самаре, общались перед отъездом?
– Да, мы с ним часто созванивались, и он рассказывал мне о русском футболе, о жизни в России. Некоторые из его советов в итоге оказались полезными, но решение я принимал сам.
– Первым чилийским футболистом, приехавшим в Россию, был Марко Антонио Вильясека, который...
– ...приехал в московский "Спартак" и очень быстро оттуда уехал. Да, я в курсе той истории, но, обдумывая предложение ЦСКА, даже не принимал ее в расчет. Слишком давно это было, и я знаю, что с тех пор у вас очень многое изменилось.
– Было время, когда в ЦСКА одновременно играли пятеро бразильцев, и проблем с общением они не испытывали. Сейчас остался только один – Гильерме, а испаноговорящих игроков и вовсе нет. В этой связи не чувствуете ли вы себя одиноким?
– Нет, поскольку я нашел общий язык с Гильерме и Хондой, с которыми в основном и общаюсь. Кроме того, есть Паулино – испанский тренер по физподготовке, бразильский физиотерапевт Тулио и переводчик Максим, которые и входят в основной круг моего общения. И этого вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя одиноким. С южноамериканцами из других клубов отношений не поддерживаю, зато с Гильерме у нас установились настоящее понимание и взаимовыручка. В его компании я провожу большую часть времени.
– А дома?
– Дома меня ждет моя девушка. При случае выходим за покупками или просто погулять по городу. Может быть, в будущем подъедут родственники, но пока такой возможности у них не было.
– Проблем с адаптацией на новом месте не возникало?
– Как мне кажется, худшее – холодная зима уже позади. В остальном я не сталкивался с какими-либо серьезными трудностями. Жизнь в Москве меня полностью устраивает, и мне нравится, что здесь много интересных мест и ресторанов, где можно вкусно поесть. Для меня очень важно наличие хорошей кухни в том месте, где я играю. А если кто-то жалуется на холод и отсутствие привычных блюд в меню, тоскует по родным и близким, это его сугубо личные проблемы. Когда я сюда ехал, то отдавал себе отчет о последствиях.
В ЮАР НЕ ХОДИТЕ ПООДИНОЧКЕ
Марку было суждено появиться на свет не в Чили, а в ЮАР, и произошло это по той простой причине, что его отец — Рауль Гонсалес также был профессиональным футболистом. В начале 1980-х он подписал контракт с южноафриканским клубом "Дурбан Буш Букс" и, перебравшись на край света с семьей, застрял там на долгие годы. Свое имя (оно у него двойное – Марк Деннис) полузащитник ЦСКА получил от близких друзей отца, выступавших с ним за одну команду. До десяти лет он жил в этой африканской стране, посещал начальную школу Saxonwold в Йоханнесбурге, занимался регби и крикетом, но после развода родителей вернулся вместе с матерью на историческую родину, где и начал свою футбольную карьеру. А вот на южноафриканскую землю с тех пор его нога больше не ступала.
– Вы действительно имеете двойное гражданство – чилийское и южноафриканское?
– В Южной Африке я родился и провел почти все детство, но паспорта этой страны на руках у меня нет.
– И желания выступать за сборную ЮАР не возникало?
– Мысль об этом даже не приходила мне в голову, хотя теоретически существовала возможность сыграть за сборную ЮАР. Но я все-таки чилиец, мои родители – тоже, так что выбора как такового передо мной не стояло. В любом случае, не нашлось бы ни одного довода, который мог бы изменить мое решение в пользу Южной Африки.
– Что означает для вас вернуться в эту страну, но уже в качестве участника чемпионата?
– Я ни разу не был в Южной Африке, с тех пор как мне исполнилось десять лет, потому наверняка буду испытывать особенное чувство. У меня остались там друзья детства, люди, которые меня помнят, и все это, конечно, не может не сказаться на общем впечатлении.
– Действительно ли прогулки по южноафриканским городам сопряжены с угрозой для жизни?..
– В мое время все было по-другому. Возможно, на самом деле там дела обстоят иначе, чем об этом пишут и говорят, но я все же порекомендовал бы болельщикам, которые поедут на чемпионат, быть предельно осторожными. Главное – всегда и везде ходить группами и при возможности пользоваться услугами хорошо знающих город людей. Без провожатых очень легко забрести в такой район, где с вами может случиться все что угодно, вплоть до самого худшего. В остальном не должно возникнуть серьезных проблем.
– То есть, если следовать нехитрым рекомендациям, от посещения ЮАР можно даже получить удовольствие?
– Конечно. На самом деле Южная Африка – очень красивая страна, там достаточно интересных мест, которые можно посетить в свободное от футбола время. В ЮАР прилетают туристы со всего мира, чтобы съездить в Национальный парк Крюгер, на курорт Сан-Сити, побывать на сафари. Уже этого будет достаточно, чтобы набраться незабываемых впечатлений, которых хватит на всю жизнь.
БЬЕЛЬСА ПОМЕНЯЛ НАМ «ЧИП»
Дебют Марка Гонсалеса в чилийской национальной команде состоялся семь лет тому назад в товарищеской встрече со сборной Гондураса, против которой Ла Рохе предстоит сыграть на групповом этапе ЧМ-2010. Тогда сборную Чили возглавлял Хувеналь Ольмос, под чьим руководством Гонсалес ранее выступал за клуб «Универсидад Католика». Приняв участие в отборочном цикле ЧМ-2006, Марк сыграл и на скандальном для чилийцев Кубке Америки-2007, причем среди участников пьяного дебоша в отеле накануне четвертьфинала с Бразилией он не был замечен. Когда натурализованного уругвайца Нельсона Акосту на посту главного тренера сменил аргетинец Марсело Бьельса, полузащитник ЦСКА окончательно закрепился в основном составе. Гонсалес, приняв участие в тринадцати из восемнадцати матчей отборочного цикла чемпионата мира, теперь с полным правом считается одним из лидеров сборной Чили.
– Каких-то десять лет назад сборная Чили была последней в Южной Америке, а сейчас вошла в число тридцати двух лучших сборных мира. Выход в плей-офф чемпионата станет для нее хорошим результатом?
– Я не люблю загадывать, делать прогнозы, пытаться заглянуть в будущее, а предпочитаю двигаться вперед шаг за шагом. У нас очень молодая и амбициозная команда, которая уже показала, что может играть с грандами на равных и побеждать не только у себя дома, но и на выезде. То, что мы заняли в отборочном турнире второе место вслед за Бразилией – и даже могли стать первыми! - уже о многом говорит. Выход в 1/8 финала чемпионата мира мы рассматриваем как «обязательную программу», выполнив которую, можно будет спокойно приступить к решению более серьезных задач.
– Успех чилийской сборной в отборочном цикле многие связывают с ее главным тренером - Марсело Бьельсой. Он действительно настолько «сумасшедший», как его представляют в прессе?
– Бьельса – особенный, специфический тренер, но при этом лучший из всех тех специалистов, под руководством которых мне доводилось выступать ранее. Он целиком и полностью сосредоточен на своей работе, буквально поглощен ею и от игроков требует такой же целеустремленности и самоотдачи. На самом деле у нашей сборной довольно четкая и организованная система игры, можно сказать, что мы играем «по памяти». За то, что мы добились такого прогресса, в первую очередь следует поблагодарить Бьельсу, который словно поменял чилийскому футболисту «чип», заставил поверить в себя. А что касается эпитета «сумасшедший»... У каждого из нас есть свои странности, и обсуждать их – не мое дело.
– Почему же Бьельсу так часто критикуют в Чили? Его предшественник Нельсон Акоста и вовсе не стеснялся в выражениях, назвав аргентинца «невеждой» и заявив, что тот «ничего не сделал – только расставил иначе игроков»...
– Я не слышал, чтобы в Чили велась какая-то кампания против Бьельсы, наоборот, он пользуется всеобщей поддержкой. Как игрок я не вправе критиковать тренера, но, после того что он сделал для Чили, остальным также следует на время забыть о критике. Наверное, ни один тренер в мире не отдает себя работе так, как Марсело Бьельса. А в случае с Акостой это уже не критика, а зависть.
– О вашем конфликте с Акостой много писалось как в чилийской, так и в испанской прессе...
– Те события осталось в прошлом, и мне не хотелось бы к ним возвращаться. (Возвращаться не имеет смысла еще и потому, что в №8 еженедельник «Футбол» уже озвучивал «официальную версию» случившегося. – Прим. ред.)
– На какой позиции вы чувствуете себя наиболее комфортно?
– Всю свою жизнь я играл на левом фланге полузащиты, хотя в сборной Чили приходится действовать на месте крайнего нападающего. При Бьельсе она перешла на игру в три форварда и ее стиль стал более атакующим. При этом стараюсь и забивать, хотя это не входит в мои прямые обязанности.
– Кто из ваших партнеров подходит под определение «лидер сборной»?
– Ярко выраженного лидера, как во времена Ивана Саморано или Марсело Саласа, у нас сейчас нет. Каждый из игроков должен уметь быть лидером, чтобы в нужный момент взять игру на себя.
– Ну а из двух великих чилийских игроков кому отдаете предпочтение – Саласу или Саморано?
– Они очень разные и как игроки, и как личности, поэтому мне сложно их сравнивать. Каждый из них является настоящим символом чилийского футбола, но я, пожалуй, все-таки сделаю выбор в пользу Саласа, с которым успел поиграть вместе за сборную Чили. Он становился чемпионом с каждым клубом, за который выступал, и при этом являлся настоящим лидером.
ДУША ЛЕЖИТ К ИСПАНИИ
Клубная карьера Марка Гонсалеса складывалась весьма и весьма непросто – на его пути к успеху постоянно возникали какие-то препятствия. В 2005 году чилиец уже вроде бы обосновался в «Альбасете», но из-за разрыва крестообразных связок выбыл из строя на девять месяцев. Причем травму он получил, забивая головой мяч – пятый в своем дебютном сезоне на Пиренеях. Осенью фортуна вроде бы повернулась к нему лицом – серьезную заинтересованность в услугах футболиста проявил «Ливерпуль», однако, из-за того что сборная Чили тогда не входила в число семидесяти лучших сборных мира, получить разрешение на работу в Англии не удалось. Вместо туманного Альбиона Гонсалес отправился в «Реал Сосьедад», и, забив в шестнадцати матчах пять голов, помог сансебастьянскому клубу избежать вылета из Примеры. За это благодарные «синие береты» наделили чилийского легионера прозвищем Святой Марк (другое его прозвище – Speedy Gonzalez, которое он получил в честь мышонка - героя известного мультсериала). Выступая за «Ливерпуль», он также неоднократно выручал свою команду, а вот спасти «Бетис» от вылета в сезоне-2008/09 не сумел. До перехода в ЦСКА Гонсалес провел на клубном уровне 152 матча, записав на свой счет 30 мячей.
– Вы играли в двух ведущих лигах мира – испанской и английской. Насколько сложно было перестроиться с одного стиля на другой?
– Безусловно, испанский футбол очень сильно отличается от английского. В Англии прежде всего бросаются в глаза физические кондиции игроков и высочайшие скорости, на которых они действуют. И мне было очень непросто приспособиться к такому стилю, даже выступая за такой клуб, как «Ливерпуль». Этот опыт пошел на пользу, но все-таки мне больше подходит Испания, где первоочередное значение имеет техника. Я понимаю, что на данный момент сильнейшим чемпионатом мира является английский, но мне больше по душе испанский футбол.
– Иногда вас называют «чилийским Бекхэмом». А на какого знаменитого футболиста прошлого или современности хотелось бы походить вам самому?
– В юном возрасте моим кумиром был Роберто Карлос, но сейчас у меня такого футболиста нет. Я всего лишь стараюсь играть так, чтобы стать примером для какого-нибудь другого мальчишки.
– Многие считают, что ваш предыдущий клуб - «Бетис» не заслуживал вылета в Сегунду...
– Мне не нравится искать оправданий, винить кого-либо в неудачах. Думаю, если кто-то вылетает, то это происходит потому, что он не все сделал так хорошо, как мог бы.
– Каким вам показался российский футбол после выступления в чемпионатах Англии и Испании?
– Помимо того что борьба в матчах чемпионата России, как правило, является очень насыщенной, в глаза бросается хорошая физическая подготовленность ваших игроков. В этом плане русский футбол похож на английский. За ваши клубы выступает достаточно техничных футболистов, умеющих хорошо обращаться с мячом, но в целом, конечно, с Испанией сравнивать нельзя.
– Вы продолжаете следить за чемпионатом Испании?
– Большими возможностями для этого я не располагаю – у меня нет спутниковых каналов, транслирующих матчи Примеры, а русским языком в достаточной степени я не владею. Тем не менее стараюсь быть в курсе событий.
– Тогда на чьей стороне ваши симпатии в борьбе за чемпионский титул?
– Если выбирать между «Барселоной» и «Реалом», то я на стороне последнего, но исхожу вовсе не из клубных предпочтений. Просто мой лучший друг живет в Мадриде, я как-то провел у него дома два месяца, и все это время только и слышал: «Реал», «Реал», «Реал»... Если же подходить с точки зрения футбола, то у «Барселоны» больше игроков экстра-класса, она демонстрирует более зрелищный футбол и имеет больше шансов на победу. Но я считаю, что в оставшееся время может произойти все что угодно.
Андрей СКВОРЦОВ
© "Футбол"