Баскетбольный клуб ЦСКА съездил в Париж на «Финал четырех» Евролиги — самого престижного турнира Старого Света, и привез оттуда бронзовую награду. Этот успех как-то заслонил от зрителей еще одну команду, которая во французской столице ни с кем не соревновалась, но безоговорочно солировала.
Команду группы поддержки. О французском успехе, трудовых буднях и российских реалиях «Спорт» расспросил ее руководителя Анну Буркину.
Работа для «художниц»
Такое явление, как группа поддержки, да и черлидинг вообще, в России только набирает обороты. Однако новшеством это назвать нельзя, и танцующие на площадке девушки уже не удивляют фанатов. Напротив, в российском баскетболе дамы укрепили свои позиции настолько, что ныне, согласно официальным правилам национальной федерации баскетбола, команда, не имеющая группы поддержки, должна заплатить штраф и устранить это досадное недоразумение.
«Обычно мы выступаем в Москве, то есть на домашних мачтах, — посвящает Анна в свое расписание. — Просто у тех команд, с кем ЦСКА играет на выездах, есть своя группа поддержки, которая выступает там. Мы и болельщики — те «стены», которые помогают дома».
Вообще черлидинг и группа поддержки — разные вещи. То, что мы знаем по американским фильмам — настоящий спорт, сродни акробатике. Черлидеры выстраивают из своих тел сумасшедшие фигуры, кидают друг друга через поле и участвуют с этими элементами в своих внутренних чемпионатах. В России тоже есть федерация черлидинга. Самый верный способ сделать карьеру на этом поприще — быть мастером спорта по спортивной гимнастике. А в группе поддержки больше ценятся грация, гибкость и изящество — поэтому в нее набирают в основном гимнасток-«художниц».
«У нас нет строгих правил в наборе элементов, это произвольное выступление, — поясняет Анна. — Поэтому называть нас черлидерами неправильно, мы — танцовщицы. Но отбор в команду очень серьезный».
На сайте ЦСКА круглогодично висит объявление о наборе. Требования впечатляют: быть стройной, красивой, ростом не ниже 170 см, с хорошей хореографической подготовкой. «У нас есть мастера спорта по художественной гимнастике, члены сборной страны, — рассказывает Аня. — Некоторые девушки исполняют уникальные элементы, например, Валерия Милешкина может стоя крутиться в вертикальном шпагате». Такие примеры, однако, не должны отпугивать желающих: любая может попробовать свои силы на тренировке под бдительным оком Буркиной. Возраст, в общем-то, тоже не помеха: несмотря на то, что сейчас в команде самой старшей девушке — 25 лет, группа поддержки знала и тридцатилетних танцовщиц. Главное — сохранить лицо и гибкость. Ну и силы для выступлений.
«Сейчас в нашем арсенале 38 танцев, и практически к каждому из них свой костюм, — говорит руководитель группы. — Танцы длятся по 55 секунд во время тайм-аутов и примерно по полторы минуты во время перерывов между четвертями. И надо всегда танцевать зажигательно, заводить зал».
Впрочем, не только на болельщиков рассчитаны обворожительные постановки. «Когда накал матча достигает кульминации — то есть к 3-4 четверти, мы всегда ставим постановки “на соперника” — лицом к их скамейке, — раскрывает секреты Аня. — Кричим на них, ногами машем… К тому же мы к этим четвертям одеваемся в красно-синие открытые наряды — цветов клуба. И делаем все, чтобы противник думал не об игре, а о красивых девушках. По-моему, это работает».
Здесь, кстати, кроется еще одно различие между черлидерами и группой поддержки: в составе первых почти всегда есть крупные сильные мужики — чтобы подкидывать девчонок в воздух. «По-моему, мы к такому еще не готовы, — смеется Аня. — В Америке, родоначальнице черлидерства, мужчины есть везде. Я специально летала в Орландо на матч местного клуба с ЦСКА, чтобы посмотреть на их группу поддержки. У них куда больше акробатики: все это, конечно, очень эффектно, но, на мой взгляд, мужчины в группе поддержки — это немного… противоестественно, что ли. Это женские роли. Так что мы пока обойдемся без мужчин».
Европейское признание
За право выступать в финале самого престижного европейского турнира готовы были поспорить многие команды. Согласно обычным правилам, клубы, вышедшие в «Финал четырех», не могут привозить с собой свою группу поддержки: турнир обслуживают только незаинтересованные лица. И потому сначала объявлялось, что будет проведен конкурс на эту почетную позицию.
Группа поддержки ЦСКА между тем полетела в Турцию на турнир, где заодно приняла участие в просмотре на чемпионат мира. Там их заметили представители генерального спонсора Евролиги — и вопрос был решен.
«Мы до сих пор не знаем, почему они выбрали именно нас, — счастливо рассказывает Аня. — Но после нашего возвращения из Турции в клуб пришло приглашение. Правда, так как ЦСКА тоже попал в этот “Финал…”, для нас придумали кучу ограничений».
Несмотря на то, что сердца девушек давно «раскрашены» в красно-синий цвет, они должны были изображать полнейшее равнодушие к каждой из команд. Даже объявляли их обезличенно — как «группу поддержки “Финала четырех”». «Никаких эмблем клуба, нельзя использовать его цвета, — перечисляет Анна. — К тому же было запрещено танцевать национальные танцы. Это правило введено после прошлогоднего инцидента на “Финале…”: во время национального танца группы поддержки болельщики начали драку. В этом году организаторы прослушивали всю нашу музыку, отсматривали заранее видео танцев, все утверждали, чтобы не было никаких предпосылок к фанатским стычкам».
О том, что им суждено поехать в Париж, девушки узнали за две недели до турнира — и страшно занервничали. Ведь предстояло за это время придумать и разучить несколько новых танцев. «Самое страшное — это финальный матч, — вспоминает Аня. — Зал битком, вокруг орут так, что внутри все содрогается. Адреналин мощный, но, видимо, всем понравилось, потому что потом нас все поздравляли и хвалили».
Это выступление однозначно закрепило за группой поддержки российского клуба славу лучших в Европе. Зарплату по этому случаю им еще не повысили, но премии посулили. К тому же их ожидает несколько заграничных выступлений. «Нас уже пригласили выступить на финалах чемпионатов других стран — в Хорватию зовут, в Израиль, — радуется Аня Буркина. — Так что поедем в турне. И еще ужасно хочется принять участие в чемпионате мира. Там в каждом туре будет своя группа поддержки, а от России претендуют на участие две команды: мы и группа поддержки клуба “Химки”. Мы, конечно, мечтаем о финале. А что? Ведь заслуживаем!».