В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения Георгия Николаевича Звягинцева – заслуженного тренера РСФСР по самбо и дзюдо. Он родился в 1915 году и вместе с нашей страной прошел весь ее трагический путь. В пятнадцать лет начал трудовую деятельность учеником слесаря на Мосэнерго, до этого вместе со своими сверстниками с десятилетнего возраста каждое лето был мальчиком-книгоношей. Тогда одним из звеньев борьбы со сплошной безграмотностью были именно мальчики-книгоноши. Все выпускники вторых классов школ были отправлены по деревням и отдельным хуторам и делянкам разносить печатное слово. В их числе по пыльным дорогам и топким тропам Подмосковья шагал и Жора Звягинцев.
В спорт Георгий Николаевич попал по комсомольскому набору - сначала рабфак, затем – ГЦОЛИФК (Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры). В те годы там преподавал Василий Степанович Ощепков, окончивший в 1912 году в Японии Институт КАДОКАН и заставший живым и здоровым создателя дзюдо Дзигаро Кано. Василий Степанович Ощепков занимался дзюдо со всеми студентами, и ему удалось даже ввести необходимый минимум приемов дзюдо в общеобязательный комплекс физического воспитания населения страны ГТО («Готов к труду и обороне»).
Своих учеников, которым суждено было стать создателями школы советского дзюдо, чем, по сути своей, и было изначально в нашей стране самбо, он отбирал персонально. В их число попал Георгий Николаевич. Кроме него, учениками Ощепкова были Харлампиев, Будзинский, Партолян, Школьников. А также Евгений Михайлович Чумаков, Николай Михайлович Галковский, Илья Иванович Латышев. Ученики оказались достойными преемниками учителя, и к 1939 году, хотя самого Василия Степановича уже не было в живых, советская школа дзюдо была создана.
В 1938 году Георгий Николаевич был призван на службу в РККА. Он попал в Московскую Пролетарскую мотострелковую дивизию и в свободное от службы время обучал дзюдо в спортивной секции при ЦДКА (Центральном доме Красной Армии). Его боевой путь начался с 1939 года в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию. Затем в составе той же дивизии Георгий Николаевич входил в Литву.
25 июня 1941 года Московская Пролетарская дивизия была выдвинута на Минское направление и в ночь с 27 на 28 июня вступила в боевое столкновение с противником. Так для Георгия Николаевича началась Великая Отечественная война. В ту первую фронтовую ночь, действуя в составе разведки головного походного охранения, он захватил своего первого языка – чемпиона Германии по дзюдо Ганса фон Фогеля. Всего за время войны Георгий Николаевич лично захватил и доставил в расположение войск 26 немцев.
Георгий Николаевич участвовал в контрнаступлении под Москвой. Освобождал Наро-Фоминск, в боях под ним получил осколочное ранение в грудь (семь осколков, два так и не смогли извлечь). После госпиталя – Сталинград, Курская дуга, Крым, Румыния, Вена. Сколько было у нашего учителя медалей, затрудняемся сказать. Много. А вот орденов – два. Оба Красной Звезды, это не считая орденов Отечественной войны I, II и III степени. Начав войну рядовым, Георгий Николаевич закончил ее капитаном.
В конце сороковых-начале пятидесятых годов Георгия Николаевича переводят в ЦСКА, и он полностью посвящает себя тренерской работе, возглавляя им же созданное направление в Вооруженных Силах в предвоенные годы: советское дзюдо – самбо. Георгий Николаевич лично вырастил и воспитал более 300 мастеров спорта и свыше 2.000 перворазрядников по самбо и дзюдо. Ему удалось обучить три поколения самбистов.
Своих родных детей у Георгия Николаевича не было, все время он отдавал чужим детям, своим ученикам, которые и стали для него как родные. Не зря же говорят, что не тот отец, кто родил, а тот, который воспитал. Надо сказать, воспитывал Георгий Николаевич хорошо, доходчиво и справедливо. Он до самого последнего своего дня, когда уже сильный недуг приковал его к постели, занимался активной деятельностью. В июле 1998 года, за считаные дни до инсульта, он был главным судьей состязаний по дзюдо на детских и юношеских Олимпийских играх в Москве.
Всю жизнь Георгий Николаевич говорил правду и не кривил душой. Для каждого он находил доброе слово поддержки и одобрения. Сердце Георгия Николаевича перестало биться 10 октября 1998 года, сели батарейки на биостимуляторе. Похоронили его на Котляковском кладбище города Москвы в районе метро «Красногвардейская»...
Дело, которому Георгий Николаевич посвятил всю свою жизнь без остатка, продолжает жить. Начиная с мая 2008 года проводится мемориал, посвященной его памяти. При непосредственном участии одного из его учеников, Евгения Гаткина, в Москве создан семейно-спортивный клуб самбо и дзюдо имени Георгия Николаевича – «Звягинец». Его филиал находится в кадетском корпусе имени святого благоверного князя Александра Невского. В этом году в Москве на базе Клуба железнодорожников одним из учеников Георгия Николаевича, Евгением Соколовым, 22 мая сего года был проведен турнир самбистов, посвященный 65-летию победы и памяти Георгия Николаевича.
Память передается непрерывно – Дзигаро Кано «опоясал» Василия Степановича Ощепкова, тот – своих учеников, они – нас, мы – своих учеников, а те уже своих, и процесс этот не остановится.
Вся жизнь Георгия Николаевича была подвигом – подвигом самоотверженного служения Отечеству. Поэтому он стал бессмертным. Георгий Николаевич живет в нас – его учениках, в наших учениках и в учениках учеников наших учеников! Значит, он жив, живет и будет жив всегда!
От имени учеников и воспитанников
|| Е. СОКОЛОВ, Е. ГАТКИН, Д. ЗЕНИН.