Прошло десять лет с начала нового тысячелетия. Sportbox.ru вспоминает, какими были эти годы для отечественного футбола, и предлагает свою версию десятки наиболее эффективных представителей руководящего звена, расставленных в алфавитном порядке.
Юрий Белоус
Генеральный менеджер, а потом президент ФК «Москва». Принял клуб в 2003-м под флагом «Торпедо-ЗИЛ». Ушёл от развития торпедовского раскола и начал по сути новый проект. В 2004-м, после того как команда три сезона подряд финишировала на грани вылета, провозгласил цель выиграть в 2007-м звание чемпиона. Подняться на вершину так и не удалось, но клуб сумел войти в число претендентов на медали и дебютировал в еврокубках. Открыл России Леонида Слуцкого и Эктора Бракамонте. Весной 2008-го оставил клуб, и через год с небольшим «Москвы» не стало.
Евгений Гинер
Создатель самого успешного клуба десятилетия: три золота, пять Кубков России и Кубок УЕФА. Пришёл в ЦСКА в феврале 2001-го, и то был его единственный год без наград. Сформировал клубные принципы кадровой политики, согласно которым ставка делается на развитие молодых, не раскрученных талантов. Последовательный сторонник перевода футбола на самоокупаемость, первым в стране добровольно открыл клубный бюджет. Начал строительство нового стадиона. К концу десятилетия сумел реализовать свою давнюю идею о переходе на систему «осень – весна».
Вячеслав Колосков
До апреля 2005-го возглавлял РФС. В этот период сборная отобралась в финальные этапы обоих главных турниров – ЧМ-2002 и Евро-2004, а ЦСКА прошёл большую часть пути к историческому для России Кубку УЕФА. Вновь оказался востребован в конце десятилетия, когда Россия решила участвовать в предвыборной гонке за право принять ЧМ-2018. Благодаря многолетним служебным и личным контактам с членами исполкома ФИФА, в рядах которого он состоял до марта 2009-го, оказал, по-видимому, существенное влияние на принятие итогового решения.
Виталий Мутко
За десять лет проявил себя в четырёх лицах. Во-первых, как президент ФК «Зенит»: не имея ещё современного финансового и административного могущества, Питер сумел впервые в российской истории взять бронзу, а потом и серебро. Во-вторых, как один из инициаторов создания и первый президент РФПЛ: клубы начали учиться сообща зарабатывать деньги. В-третьих, как президент РФС: страна узнала, что такое искусственный газон и кто такой Гус Хиддинк. Наконец, в-четвёртых, как член исполкома ФИФА: Россия получила ЧМ-2018, а сам он невидимую часть агитационной работы завершил публичной и незабываемой речью.
Рустем Сайманов
Не будь в «Рубине» этого спортивного директора, отечественный футбол сегодня мог быть беднее на один суперклуб. Именно он накануне сезона-2008 сумел убедить приехать в Казань Сергея Семака и его тезку Реброва, Кристиана Ансалди, Гекдениза Карадениза, ветерана Саво Милошевича – тех, кто составил потом хребет «золотой» команды. Оказался неоценимой фигурой и в части создания комфортной атмосферы: сплотил коллектив, убедил игроков в реальности чемпионства. Вынужденно покинул клуб, но именно его имя команда скандировала в раздевалке сразу после окончания эпохального для «Рубина» матча в Раменском.
Константин Сарсания
Пожалуй, ведущий кадровик российского футбола. Приложил руку к формированию нескольких успешных команд, в том числе бронзового «Рубина»-2003 и золотого «Зенита»-2007. Являясь во втором случае спортивным директором, а потом советником президента клуба, привёз в Питер больше половины чемпионского состава, от Анатолия Тимощука до Ким Дон Чжина. Был причастен и к появлению в Санкт-Петербурге Дика Адвоката, по крайней мере, на этапе пробуждения у того интереса к России. В качестве спортивного директора «Динамо» в 2010-м организовал громкий и по европейским меркам трансфер Кевина Кураньи.
Герман Ткаченко
Как президент самарских «Крыльев» привёл клуб к бронзе 2004-го – первому в истории клуба комплекту медалей. Будучи одним из лучших в отечественном футболе мастеров PR-технологий, настаивал на эффектном стиле игры, продвигал в жизнь формулу «второй любимой команды» и умело организовал работу по привлечению публики, в результате чего в том же 2004-м самарский стадион «Металлург» стал самой посещаемой ареной Восточной Европы. В 2005-м возглавил агентскую компанию, среди клиентов которой значатся такие авторитеты как Семак, Сергей Игнашевич, Александр Анюков, Игорь Семшов, Александр Кержаков, Денис Колодин.
Николай Толстых
Бессменный президент ПФЛ и в течение семи лет руководитель Палаты РФС по разрешению споров считался главным санитаром отечественного футбола. Лига исключала из своего состава клубы, уличённые в попытке подкупа судей, и передавала в РФС материалы о других «негативных явлениях», а палата имела в профессиональной среде репутацию несокрушимой цитадели закона. Единственный в футбольных верхах человек, кто вслух говорил о том, о чём шепчутся многие, – о сомнительности проекта перехода на систему «осень – весна». В 2010-м потерял оба своих поста.
Валерий Филатов
Один из «родителей» современного «Локомотива», который в первой половине декады имел добрую славу не только благодаря двум чемпионским титулам, но и особой – семейной – атмосфере. При прямом участии президента клуба в 2002-м была открыта новая черкизовская арена – едва ли не единственный крупный футбольный стадион, построенный в стране за десять лет. Его уход в 2006-м стал рубежом: с ним клуб только однажды за шесть лет, в 2003-м, остался без медалей, а после него за четыре сезона не дотянулся до пьедестала ни разу.
Валерий Чупраков
Автор пермского проекта, который, несмотря на события последних дней 2010-го, можно считать самым, пожалуй, успешным примером развития с нуля провинциального футбольного клуба. Под его началом «Амкар» не только последовательно рос в спортивном плане: кубковый полуфинал в 2002-м, дебют в премьер-лиге в 2004-м, открытие Лиги Европы в 2009-м, – но и имел репутацию здравого, взвешенного, отвечающего за свои слова клуба. Видимо, переломным годом стал 2007-й, когда он с партнёрами вынужден был продать контрольный пакет ОАО «Минеральные удобрения», на базе которого родилась и росла команда.