«О чем этот фильм? Да ни о чем!» – потешались когда-то кнышевские «Веселые ребята» над Эльдаром Рязановым. Тогда пародий почти никто не делал, каждая была штучной, доброй и остроумной.
И помнилась долго... Мне, когда я прочитал список приглашенных в сборную на матч с Ираном, почему-то вспомнилась именно эта фраза. Я уже будто знал, что меня начнут вызванивать, просить длинные и обстоятельные комментарии с упором на фамилии. А какой глубинный смысл во включении Торбинского, к примеру? Или невключении, скажем, Бухарова? Никакого. Смысл-то есть. А вот глубинного, вселенского – нету.
Для меня на старте сезона (даже правильнее будет сказать – перед стартом сезона) – ни один состав (клуба или сборной) ни в одном из матчей не наталкивает на вселенские выводы. Пробует новый состав? Или просто кому- то дал отдохнуть? Решили «сегодня сыграть по полной»? Или «именно сегодня пик акклиматизации, и “умирать” сегодня – неправильно»? Мы ж никогда этого во всей полноте не знаем, правда? Для этого надо тренером быть...
Но вот если не искать в этом списке чего-то глобального – то рассказать он кое о чем может. Тем более что вот вам и высказывание Адвоката о том же Тор бинском: «Да, знаю, что хороший игрок, да, возможно, слева сыграет». И тут же его, Адвоката, слова, мол, для экспериментов времени нет. Это к вопросу: «А почему нет новичков»? Дальше Дик продолжает: «Вот выйдем – тогда будем пробовать». Ни разу не верю, вообще-то. Но сам-то он вполне сможет себе сейчас верить: именно что «будет тогда пробовать», а «чайную ложечку или полный стакан» – это уже потом и разберется.
Но сейчас все по-старому. Есть обойма, которая сыграла в Дублине, – с таким футболом можно и на Евро ехать. «Порядково превосходящих» – нет ни в одной линии. И если не прилетят марсиане – то за год и не появятся. Поэтому лучшее – враг хорошего. Ставка делалась, делается и будет делаться на проверенных. В бой идут одни старики. Почти. Я все-таки должен отметить здесь, что, написав не одну заметку накануне начала работы Дика в сборной, все же представлял его более кондовым, что ли, дядей. Большим консерватором. Большим даже ретроградом, что ли...
А он все-таки не стал пересаживать «Зенит» докопеечно. То ли Гус ему по телефону рассказал, то ли сам понял, но: в отсутствие опорника, хотя бы близко напоминающего Тимощука, – он играет все же в атаку больше, чем я ожидал. Пусть отчасти и «с горя», пусть. Но – играет. Ищет приключений сам. Сидеть в засаде – невыгодно. Это раз. Второе – Дзагоев. Даже не сам факт включения его в основу сборной (то, что Алан – парень сверхталантливый, ясно любому). А то, что на момент появления в основном составе сборной Дзагоев в ЦСКА практически не играл. Был это риск? Еще какой! Да еще и на позиции правого инсайда – даже по армейским меркам Алану практически чужой.
Думаю, что акценты в плане «вот это – первое, а вот это – второе» мне удалось расставить правильно. Именно способность Алана «свалиться в центр», именно его в этом смысле «похожесть» на Аршавина, именно возможная вариативность «мелкой пасовой игры» у чужой штрафной (при открытых защитникам флангах) – явились главной причиной. То есть – появление Дзагоева все же вытекает из философии игры. А не наоборот. Но это ладно. Я веду речь о том, что Дик все же оказал- ся способен «решать на месте». И решать довольно кардинально.
Вряд ли матч с иранцами подходит для того, чтобы «проверить схему» (без готовых хотя бы на 80 процентов Жиркова и Анюкова – это, думаю, невозможно). Скорее – там пойдет притирка каких-то мелочей, эпизодов. Без особой оглядки на результат. А еще (может, как раз это надо поставить во главу угла) – повод игрокам «побыть вместе».
Я соглашусь с тем же Акинфеевым (он выразил не то чтобы явное недовольство, он просто констатировал факт «выдергивания игроков из системы сборов», упрятав между строк: «Может быть, игрокам лучше как профессионалам подготовиться к сезону?»). Может быть. Однако это – ситуация, когда позиции игроков и тренера национальной команды полностью резонировать не могут. По определению. Им важнее сейчас это. Ему – то. Никакого противоречия в этом нет. Это как если в семье один телевизор – и одновременно идут и футбол, и кино. Знакомо? А теперь ответьте: если в семье добром и совместно решается этот вопрос – это семье на пользу или нет? И не лучше ли это «добром» второго телевизора? Для семьи-то?
Тем более что Дик приезжал в ситуации «прокола» касательно товарищеских матчей. Он в этом отношении «не доел». И уж совсем «тем более», что матч-то назначал и планировал не он.
Однако, как говорили классики, «предоставим небо птицам, а сами обратимся к стульям». Почему игроков – двадцать? Да потому, думаю, что эти двадцать и есть «обойма». И те, кого Дик со своим штабом «держит на прицеле», и не должны «выдергиваться из системы сборов». Их в этом матче куда внедрять? Васин с бельгийцами, к примеру, – «тема осенняя». Там матч не нес никакой смысловой нагрузки, там он был «насквозь пиаровский» (а по моему скромному мнению – так и вообще никому ни разу не нужный). Там именно «окунуться в атмосферу» можно было, так сказать, безответственно. И тренерский глаз не обязан был быть настолько бдителен, как теперь. Все равно что-то, запомнившееся новичку, обречено было быть укрытым зимним снегом. Что-то вспомнится потом, что-то нет...
А здесь по-другому. Я еще раз напомню: ничего вселенского нет – ни в матче, ни в заявке. Но то, на что мы и не должны обращать внимание (вроде того, сколько, к примеру, раз угловые будет подавать Аршавин, а сколько – Дзагоев и насколько это будет похоже на тенденцию), Адвокатом потихоньку должно быть запримечено, оценено – и уложено в копилочку.
Ясное дело, «тот, кто будет играть слева» (Билялетдинов, Торбинский или кто-то еще) – уступит место здоровому Жиркову. Но вот если (не дай Бог) Юрий к главным матчам сборной снова получит травму, – вот тут количество подключений, подстраховок, охота, с которой теперешний (не могущий нынче тащить на себе все) Аршавин будет брать «того, кто слева», в игру, – это тоже должно быть отслежено. Это копейки. Мелочи. Висты. Но если мы этими мелочами вправе разбрасываться, то Дик – нет.
Лично я ни в коей мере не намерен цепляться – ни за результат матча, ни за целостность картинки. Если она и сложится – это будет лишь еще «капля в имидж». Еще что-то из серии «это вы можете». А ощущения, что «можем», – у игроков нашей команды и без этой игры навалом. Даже, на мой взгляд, немного больше чем следует. Мне интересней частности. Нюансы какие-то. Вспомнив еще раз ту фразу, с которой я начинал заметку, я бы даже рискнул назвать эту игру пародией. Где важна интонация, похожесть... А авторство – пока необязательно.
Боюсь, однако, что в этом случае я сильно рискую быть неправильно понятым. И, допустим, сказав это где-то в радиоинтервью – завтра же нарваться на заголовок: «Розанов считает игру сборной пародией». И все. Отмывайся потом. Потому что сейчас слово «пародия» почти непременно ассоциируется со словом «жалкая». И доброты в ней ста новится все меньше. А сарказма – все больше. Так не пойдет, ребята. Я совсем не об этом.
Просто – не ищите вселенского смысла. Не пытайтесь – ни матчем, ни списком – объяснить все и сразу. А ищите детали, нюансы. Потом, по сезону, самим же от этого польза будет. К чему-то, что потом окажется (в плюс или в минус – пока не знаю) важным, – сами же лучше готовы будем.
Тем более что не только футболисты должны к сезону готовиться. Но и мы с вами. Нет?
Колонка Юрия Розанова из еженедельника «Спорт день за днем» №3 (2-8 февраля 2011 года).