ВИКТОР ОНОПКО: ТРЕНЕР И ИГРОК - ДВЕ АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ.
Мог оказаться в "Спартаке"
- В армейском клубе вы появились одновременно с испанским специалистом Хуанде Рамосом. Тогда вы говорили, что перемены в жизни получились быстрыми и неожиданными...
- И сейчас готов это повторить. О тренерской карьере я задумывался и раньше, но никак не мог предположить, что она начнется именно так. Можно сказать, мою жизнь изменил один-единственный телефонный звонок. В тот момент я работал заместителем директора спортивного департамента РФС. Находился по долгу службы в Санкт-Петербурге со сборной России, где она проводила отборочный матч чемпионата мира против Лихтенштейна. Оттуда мы улетали на следующую игру в Уэльс. И вдруг позвонил Евгений Гинер. Спросил, когда возвращаюсь в Москву. Я ответил: такого-то числа в шесть утра. Евгений Леннорович сказал: "Хоть в пять, хоть в шесть - как прилетишь, сразу звони". Нетрудно было догадаться - происходит что-то серьезное и важное. Вернувшись, узнал, что ПФК ЦСКА предлагает мне работу - стать помощником Рамоса.
- У вас было хоть немного времени на раздумье?
- О чем вы говорите! Гинер поставил вопрос по-иному: "Когда можешь приехать в клуб?".
- Колебались, прежде чем принять решение?
- Ни секунды. Позвонил жене, сказал, так и так, перехожу на новую работу. Она поддержала мое решение. Через несколько минут уже выехал в направлении клубного офиса, а вскоре началась моя первая тренировка в Ватутинках.
- Слышал, что на аналогичную должность вас приглашали и в "Спартак". В этом клубе вы были капитаном команды, выигрывали чемпионат и Кубок России. Почему же так и не стали спартаковцем в роли тренера?
- Первый раз Валерий Карпин звал меня еще в 2008-м. В тот момент мне хотелось быть рядом со сборной России, которая вот-вот должна была сыграть в финальном турнире чемпионата Европы. Я постоянно входил в состав делегации на матчи и турниры, мне было интересно доработать этот цикл до конца. В чем честно признался Карпину.
Потом в "Спартаке" случилась отставка Микаэля Лаудрупа. Команду принял Карпин, у которого отсутствовала тренерская лицензия. А у меня она уже была. В общем, тогда у нас вновь состоялся предварительный разговор о моем возможном переходе в "Спартак".
- Что вы ответили?
- На этот раз согласился. Однако дальнейших шагов со стороны "Спартака" не последовало. Выяснилось, что тренировать, оказывается, можно и без лицензии при условии параллельного обучения. Какое-то время я прождал, а вскоре подоспело приглашение от ПФК ЦСКА.
Обсуждаем, советуемся, анализируем
- Рамос проработал лишь полтора месяца, после чего его сменил Леонид Слуцкий. У вас не возникло опасений по поводу дальнейшей работы в армейском клубе?
- Все и на этот раз произошло стремительно. Позвонил Хуанде: "Я ухожу, ты остаешься". Признаться, даже не успел переварить информацию. В Ватутинки приехал Слуцкий, для него это был первый день работы. У команды была восстановительная тренировка, он попросил меня ее провести, поскольку сам знакомился с обстановкой. Как-то само собой получилось, что мы очень быстро сработались, и, как видите, трудимся вместе и по сей день.
- Из этого можно сделать вывод, что вы без проблем нашли общий язык.
- Именно так. У нас вообще сложился прекрасный штаб. Работать в таком коллективе - большая удача. С тем же Сергеем Шустиковым мы еще вместе играли, прошли все ступени юношеских сборных Советского Союза.
- Скажите, с футболистами ПФК ЦСКА легко работать?
- В нашем клубе собраны игроки высокого класса. Практически все выступают за национальные сборные. Когда находишься в одной упряжке с такими людьми, творческий процесс не может быть неинтересным. Но есть и другая сторона медали.
- Что вы имеете в виду?
- Любой футболист ПФК ЦСКА -сильная личность. Необходимо должным образом выстроить отношения в команде, найти свой подход к каждому игроку. Мне кажется, нам это удалось. Приятно, что и сами футболисты - настоящие профессионалы, с ними приятно работать. Могу вам сказать, что в сборной России у игроков ПФК ЦСКА очень высокая репутация, они пользуются огромным уважением. Это, согласитесь, говорит о многом.
- Случается, на матчи с участием соперников ПФК ЦСКА выезжают сразу три тренера - Леонид Слуцкий, Сергей Шустиков и вы. Зачем это нужно?
- У нас такой принцип: чем больше мнений, тем лучше. Мы постоянно обсуждаем, советуемся, анализируем. Стараемся смотреть как можно больше матчей, чтобы соперник был изучен досконально. На игры того же ПАОКа выезжали трижды. Кто-то скажет, мол, какой в этом смысл. Но, поверьте, в нашем деле мелочей не бывает.
Не могу жить без нагрузок
- Что дало вам время, проведенное в РФС?
- Новый опыт, который лишним уж точно не станет. Я был рядом со сборной России, в частности, во время подготовки к финальному турниру Euro-2008 и по ходу самого чемпионата. Внутри команды не находился, поскольку у Гуса Хиддинка было жесткое правило - игроки и тренерский штаб были обособлены от окружающих. Зато тренировочный процесс наблюдал полностью. Это было интересно и познавательно. Хотя нынешняя работа, не скрою, мне ближе того, чем я занимался в РФС.
- Кто еще, кроме Хиддинка, сформировал ваши взгляды на футбол?
- Жизнь подарила мне возможность поработать с прекрасными тренерами. Лобановский, Колотов, Коньков, Сальков, Яремченко, Романцев... Важным этапом моей жизни стала испанская эпопея. Другие взгляды на футбол и на жизнь, сильные специалисты, под руководством которых довелось выступать - Луис Арагонес, Радомир Антич. Каждый дал мне что-то свое.
- Вы поиграли в чемпионатах СССР, России и Испании, провели более шестисот официальных матчей, из них более сотни - в составе национальной сборной. Насколько это помогает вам в нынешней работе?
- Я действительно накопил огромный опыт, которым сейчас пользуюсь. Для тренера, считаю, очень важно знать футбол изнутри. Впрочем, не стоит сравнивать две абсолютно разные профессии. Важно понимать, что тренерское ремесло серьезно отличается от работы игрока. Далеко не всем выдающимся футболистам дано испытать успех на новом поприще. Надо четко осознавать: ты начинаешь с нуля, и за прошлые заслуги тебе ничего не достанется.
- Не раз наблюдал, как по ходу тренировок вы занимались с защитниками, в частности, подсказывали им, как правильно держать линию. С форвардами и хавбеками общаетесь реже?
- Почему же? Бывает, им тоже подсказываю. Тем более, у нас это не возбраняется. За время выступлений на высоком уровне накопил богатый опыт, чувствую, как лучше действовать в той или иной игровой ситуации. Самое главное - у нашего штаба есть видение командной игры, которое мы обязательно должны донести до футболистов. Подсказки по ходу занятий - один из удобных способов передать наши мысли.
- Вы по-прежнему находитесь в блестящей форме, сами нередко участвуете в игровых упражнениях. Иногда даже кажется, что вы поспешили повесить бутсы на гвоздь.
- К тренировкам подключаюсь по необходимости, когда нужен дополнительный игрок. А в обычной жизни регулярно поддерживаю хорошую форму. Не могу жить без нагрузок, мое тело привыкло к ним за долгие годы. Чувствую себя комфортнее, когда занимаюсь физическим трудом. Будь то футбол, лыжи, плавание, занятия в тренажерном зале. Обожаю подвижные игры. Недавно наш тренер по физподготовке Паулино Гранеро научил меня играть в сквош, и я сразу же выиграл у него одну партию из трех.
Грамотная организация дела - залог успеха
- Вы много лет отыграли в Испании. Неудивительно, что вас многое связывает с этой страной. Семья, если не ошибаюсь, сейчас живет в Овьедо?
- Вы абсолютно правы. У меня там жена, дети. В общей сложности уже пятнадцать лет, как там обосновались.
- Чем занимается супруга?
- Руководит клубом по художественной гимнастике. Он не так давно образовался, но уже вышел на ведущие роли во всей стране. Кстати, моя дочь там на первых ролях. Привлекалась в национальную команду Испании, в прошлом году выступала на первой юношеской Олимпиаде, проходившей в Сингапуре. Уже является кандидаткой в первую сборную.
- Она получила испанское гражданство?
- Да. Не скрою, я доволен, что семье там комфортно.
- А как вам живется в одиночку?
- Конечно, это непросто. С другой стороны, мы с женой видимся практически каждый месяц. Чаще всего она приезжает в Москву, хотя, случается, я и сам во время пауз в работе выбираюсь
- Дети у вас уже взрослые?
- Сыну 18 лет, дочке скоро будет 16. Разумеется, хотелось бы чаще видеться с семьей, но ничего не поделаешь - такова спортивная жизнь. Уже привык к такому ритму. Все точно так же, как во времена моей игроцкой карьеры. Матчи, сборы, переезды...
- Зато в работе, как вы сами подметили, различий немало.
- Раньше готовился к занятию как футболист, теперь - как тренер. И, поверьте, получаю большое удовольствие от того, чем занимаюсь. Мне очень нравится, как в ПФК ЦСКА выстроена работа. Каждый занимается своим делом, поэтому клуб очень четко функционирует. Грамотная организация дела - залог успеха.
- Прежде чем завершить беседу, задам вопрос, без которого не может обойтись ни одно интервью с ассистентом главного тренера. Не хотели бы в будущем сами возглавить какую-либо команду?
- Такие мысли, конечно, присутствуют. Будучи футболистом, я всегда стремился к профессиональному росту. Это качество сохранилось у меня и по сей день. Впрочем, загадывать я не люблю, и тем более, не могу сказать, что уже готов к этому. Наверное, моя следующая работа будет уже в должности главного тренера. Но это - будущее, а в настоящем меня все полностью устраивает в ПФК ЦСКА. Хочу работать здесь долго и плодотворно. Армейский клуб немало для меня сделал, и я, в свою очередь, надеюсь принести как можно больше пользы команде.
МАКСИМ КВЯТКОВСКИЙ
Журнал "Red-Blue Tribune" ("Красно-синяя трибуна") март, 2011