Почему игра номер один год от года теряет посещаемость?
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.
В прошлом сезоне футбольный клуб ЦСКА решил проводить свои домашние матчи не в многотысячных находящихся в центре города «Лужниках», а в Химках - на «Химки-Арене». После чего средняя посещаемость игр команды упала почти вдвое: с 14 126 человек в 2009 году до 8250 - в 2010-м. Годом раньше та же самая участь постигла «Динамо», переехавшее в Химки после закрытия на ремонт собственной арены: падение с 12 666 человек в 2008-м до 7586 - в 2009-м. И подобная тенденция пусть и не в столь резких проявлениях видна у всех столичных команд (см. таблицу). Сетуя на множество причин, руководители как московских, так и российских клубов не понимают, что сегодня они сражаются за зрителя не друг с другом, а с массой других развлечений, которые наперебой предлагаются болельщику.
Ради эксперимента мы решили составить таблицу, в которой разложили типичные для столицы мероприятия по нескольким важным для людей, желающих отдохнуть, критериям. Мы не выискивали специально зрелища и шоу, а просто нашли в афише, куда можно сходить в Москве в конце марта или начале апреля, и расставили баллы.
Пытаясь спасти репутацию игры номер один, взяли два футбольных матча разных команд из разных туров. И все равно получается, что футбол проигрывает по общей «сумме удовольствия» даже банальному посещению Сандуновской бани. Но и этого мало: даже такое детское развлечение, как поход в зоопарк, и то обходит, например, поединок «Динамо» - «Краснодар».
Кто-то скажет, что надо сравнивать топ-матчи, но они бывают два-три раза в сезон. В остальных номинациях в этой таблице тоже не топ-лидеры: не все время в Москве выступает Стас Михайлов или демонстрируется продолжение «Служебного романа». Бывает, и Мадонна приезжает с концертами, случается - и «Аватар» в прокат выходит. При желании любой может с легкостью составить свой вариант подобной таблицы, но вряд ли результат будет сильно отличаться.
Вывод же простой: пока на наших стадионах некомфортно, небезопасно и не слишком зрелищно, зрители будут предпочитать другие формы досуга, а посещаемость - падать. Не стоит забывать, что есть еще и такие способы провести свободное время, как посидеть перед телевизором или в Интернете. С этим футболистам тоже приходится конкурировать.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ СТОЛИЦЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Вид развлечений Уровень мероприятия Цена Звезды Проезд Комфортность Дополнительные баллы «Сумма удовольствия»
Музей 9 (Третьяковская галерея)* 8 (180 р.) 8 (Репин, Суриков, Васнецов) 8 (10 минут пешком от метро) 8 (тепло, сухо, можно посидеть) 3 (не все обожают живопись) 46
Театр 8 («Ленком»: «Вишневый сад») 4 (от 2000 р.) 9 (Захарова, Збруев, Броневой) 9 (5 минут от метро) 8 (зал небольшой, все видно и слышно) 7 (престижно и интересно) 45
Опера 8 (Большой театр: «Тоска») 6 (от 1500 р.) 7 (Елена Зеленская, Лев Кузнецов, Юрий Веденеев) 9 (5 минут от метро) 10 (имперская роскошь - кредо Большого театра) 4 (мало кто понимает оперу) 44
Кино 5 («Служебный роман. Наше время») 6 (500 р.) 7 (Башаров, Заворотнюк, Воля) 9 (в любой кинотеатр на метро) 9 (удобный зал) 7 (получаешь точно то, чего ожидаешь) 43
Концерт 7 (Кремлевский дворец: Стас Михайлов) 4 (от 2000 р.) 5 (Стас Михайлов) 8 (10 минут от метро) 9 (очень удобные кресла) 6 (не все любят шансоно-гламур) 39
Баня 5 (Сандуны, высший разряд) 5 (от 1800 р.) 3 (встречаются, но не гарантированно) 8 (10 минут от метро) 9 (одна из лучших бань страны) 5 (историческое место и для здоровья полезно) 36
Футбол 6 («Спартак» - «Терек») 5 (1000 р. - трибуна «А» в «Лужниках») 7 (Алекс, Веллитон) 6 (15 минут от метро вместе с фанатами) 5 (трибуны под крышей, но холодно и мат со всех сторон) 4 (проходить придется через четыре кольца милицейских обысков) 34
Зоопарк 5 (Московский зоопарк) 9 (150 р.) 3 (тигры, слоны, моржи и верблюд) 9 (5 минут от метро) 3 (прогулки под открытым небом) 4 (подходит для романтического свидания) 33
Футбол 5 («Динамо» - «Краснодар») 5 (1000 р. - трибуна «А» на «Химки-Арена») 5 (Кураньи, Мисимович) 1 (на электричке до Химок и пешком до стадиона) 2 (обыски на входе, холодно и не исключен дождь) 3 (по дороге можно угодить в фанатские разборки) 20
* - Баллы выставляются исходя из значимости событий. Третьяковская галерея - явление мирового уровня, поэтому она получает 9 баллов. А фильм «Служебный роман. Наше время» - всего лишь один из многочисленных ремейков, поэтому всего 5 баллов. Чем дешевле билет, тем доступнее мероприятие, а это тоже важно. Поэтому 150 рублей в зоопарк могут позволить многие, а 2000 рублей за Стаса Михайлова отдадут далеко не все. Чем громче имена, тем престижнее событие: в Большом театре - звезды планетарного масштаба, а в продолжении «Служебного романа» - преимущественно герои шоу-бизнеса. Отсюда и разница в оценках, хотя для кого-то, конечно, и Павел Воля звезда.
ПОСЕЩАЕМОСТЬ МОСКОВСКИХ КЛУБОВ
Клуб
2009 г.
2010 г.
ЦСКА
14126
8250
«Спартак»
23520
21357
«Локомотив»
15293
13280
«Динамо»
7586
7133