Тренер футбольного ЦСКА Леонид Слуцкий о задачах на сезон, эмоциональных спадах Кейсуке Хонды и о том, как нужно реагировать на брошенные бананы
Леонид Слуцкий, фото: Известия
Леонид Викторович, ведущие российские клубы уехали на сборы в Австрию, а ЦСКА тренируется на своей базе. Почему?
Во-первых, мы раньше начали сезон, уже сыграли 25 матчей в этом году и позже всех должны закончить, в середине декабря. Мы сочли, что футболистам необходимо предоставить чуть больше отдыха. 7 июля мы начали тренировочный процесс, а уже 17-го матч Кубка России. Понятно, что нет смысла ехать на зарубежные сборы. Во-вторых, качество поля в Ватутинках великолепное. Единственная сложность со спаррингом, но мы эту проблему заполним двусторонней игрой.
Как вы оцените выступления армейцев в этом сезоне?
Радует то, что мы достаточно ровно играем, даже когда бывают неудачи, выглядим достойно. Для ЦСКА, естественно, любая неудача с любым соперникам, даже с «Порто», очень болезненна. В целом нашим выступлением я удовлетворен. Конечно, есть о чем жалеть — это и поражение от «Спартака» в суперкубке, и неудача с «Порто». Если бы мы прошли португальцев, добились бы очень многого в Лиге Европе.
Скоро начнутся игры в Лиге чемпионов. Какие задачи поставлены перед клубом?
В ЦСКА конкретные задачи не ставятся. Они по умолчанию понятны: надо бороться за все трофеи, где участвуем. Будем стараться, чтобы, как минимум, повторить результаты прошлогоднего выступления.
Какие усиления в команде можно ожидать?
В ЦСКА собраны игроки высокого уровня, и взять кого-то сильнее — в силу специфики нашего чемпионата — сложно. В Россию тот, кто сильнее наших игроков, попросту не поедет. Наша селекционная политика всегда носит точечный характер. Сейчас в связи с травмой Нецида есть острая необходимость еще в одном форварде. Большая надежда на Маазу, который вернулся из аренды.
Кейсуке Хонда провел блестящую серию игр в концовке первого круга. Что на него так повлияло?
Хонда — игрок высокого уровня, он это доказал, буквально сразу перейдя в ЦСКА, ярко проявив себя и в матчах чемпионата России, и в Лиге чемпионов. У него было два небольших эмоционально-функциональных спада — после чемпионата мира и после Кубка Азии. Оба турнира для него и для сборной Японии сложились крайне удачно, естественно, после них у него возникло эмоциональное утомление, а в финале азиатского Кубка он получил травму. Он очень надеялся, что после таких ярких выступлений на мировых и континентальных форумах у него будет серьезное приглашение на новый качественный уровень. Подсознательно снижались требования: во-первых — от текущей неудовлетворенности, во-вторых — от эмоциональной и физической усталости, так как эти турниры отнимают достаточно много сил. Потом он понял, что все закончилось, нельзя заработать себе имя вчерашним днем, а нужно только сегодняшним. Он начал качественно работать, приходить в оптимальное состояние и демонстрировать свой высокий уровень мастерства.
Сейду Думбия произвел впечатление очень веселого человека. Он всегда такой?
Он очень жизнерадостный молодой человек, который не подвержен депрессиям. Но только не после матчей, где он не реализовал какой-то стопроцентный момент — например, как в суперкубке. Тогда Сейду был сам не свой.
Кто из ваших бывших игроков, имея большой талант, по каким-то причинам так и не раскрылся?
Барриентос. Это игрок очень высокого потенциала и очень талантливый, который в чемпионате России точно мог стать звездой.
По итогам первой половины чемпионата, кто из соперников произвел на вас впечатление?
Все те команды, которые находятся в лидерах. «Динамо», «Зенит», «Рубин» — я их могу выделить по качеству игры. Что касается игроков, то и здесь я не буду оригинален, назову Воронина, Кураньи, Данни, Бокетти с Навасом.
В матчах с «Динамо», «Кубанью» ваша команда хорошо играла, но упускала победу на последних минутах. В чем причина?
Невозможно выигрывать все матчи — с учетом уровня конкуренции в нашем чемпионате. То, что в некоторых мачтах пропускали на последних минутах, — это скорее стечение обстоятельств, нежели какие-то глубокие процессы, которые происходят в команде.
Как вы оцените выступления сборной России в отборочном цикле?
К сборной на отборочном этапе необходимо предъявлять только одно требование — чтобы она добилась поставленной задачи и попала бы в финальную часть тех форумов, где участвует. Оценивать отборочный цикл можно только по результатам. Сейчас все хорошо, очень неплохие шансы на попадание с первого места, а качество игры сборной можно будет оценить уже в финальных частях, где у тренера есть возможность полноценной подготовки.
Как вы относитесь к созданию второй сборной России?
Очень важно, чтобы тренеры второй сборной и наставник основной национальной команды общались между собой. Надо, чтобы тренер основной команды был заинтересован в этой сборной, чтобы смотрел игроков — если все это будет, тогда это хорошая идея, которая принесет много пользы.
Но если же главному тренеру это не очень интересно и он все равно свои выводы будет делать по матчам национальных первенств, то эту сборную можно рассматривать только в плане роста мастерства отдельных игроков, которые будут в нее вызываться, но тут тоже возникает вопрос, с кем эта сборная будет играть.
Болельщики московских клубов решили бойкотировать матчи с кавказскими командами. Ваше мнение?
Мне понятны мотивы, но непонятно, чего можно этим добиться. Чтоб кавказские команды исключили из премьер-лиги? Это невозможно. Получается, что болельщики сами себя лишают возможности смотреть матч любимой команды.
Как вы восприняли выходку с бананом?
Проявления расизма есть не только в России. Игроки реагируют по-разному. Есть Думбия и Секу, которые, забивая голы, празднуют, исполняя танец обезьян. Маазу же уходил с поля и начинал рыдать. На мой взгляд, если бы реакция игроков была менее болезненна, хулиганы поняли бы, что это не имеет никакого эффекта, и закончили бы это делать.
Многие российские футболисты и тренеры часто избегают общения с прессой. Откуда такая нелюбовь к журналистам?
Здесь есть две составляющие: первое — футболисты пытаются оградить личное пространство, максимально закрываясь, второе — общение с прессой должно быть регламентировано. В ведущих зарубежных клубах есть жесткие санкции, прописанные в регламентах, — с какими изданиями и в каком объеме должен общаться каждый из игроков, тренер.
Что надо сделать российскому футболу, чтобы звезды первой величины приезжали к нам ?
Надо прежде всего изменить инфраструктуру. Если у нас будут прекрасные стадионы, например, как в Грозном, и с условием, что они будут полными и будет сумасшедшая поддержка, то я уверен, что все поедут, даже самые большие звезды.
Работа каких зарубежных специалистов вам больше всего импонирует?
Виллаш-Боаш. Он очень талантливый специалист.
Часто ли вы читаете и кто ваш любимый писатель?
В последнее время не так часто, как это было раньше. Жизненные этапы предопределяют отдельных авторов: какой-то этап это Пауло Коэльо, другой — Сидни Шелдон, Стивенсон. Из последних книг на меня очень яркое впечатление произвела автобиография Андре Агасси, которая считается бестселлером, лучшей откровенно написанной книгой. Просто потрясающая книга.
Если бы не футбол, кем бы вы стали?
Наверное, журналистом.
Что вы больше всего цените в женщине?
Внешнюю красоту и ум, желательно, чтоб все это сочеталось (смеется).
Свободное время как любите проводить?
Время я провожу с семьей и ребенком. Из увлечений — театр или походы на КВН.
Какую марку автомобиля предпочитаете?
Когда я пришел в ЦСКА, ездил на Nissan Teana, а поменял автомобиль только потому, что были постоянные разговоры со стороны футболистов: тренер приехал на такси (в редакцию «Известий» Леонид Слуцкий приехал на Jeep Grand Cherokee). Есть определенный статус, который, к сожалению, подразумевает определенные вещи: марки одежды, автомобили. И, естественно, если человек находится внутри этой среды, приходится соответствовать.