В тренировочном матче на базе в Ватутинках нападающий из Нигера, последние полтора года отыгравший в аренде французских клубов, провел на поле лишь один 40-минутный тайм. После чего отправился на тренажеры.
- Так и планировалось. Ведь я только-только приступил к тренировкам. До этого пять месяцев не играл, лишь бегал, поэтому пока далеко не все получается, - посетовал Уву Мусса Маазу, показав длинный шрам на правом колене. - Боли не испытываю, но ногу нужно "качать".
Если аренда в "Монако" во второй половине чемпионата-2009/10 получилась у африканца успешной - в 18 матчах за клуб из княжества он забил 6 голов, то в минувшем сезоне дела у нигерца не заладились. В первенстве Франции он принял участие в 15 матчах "Бордо", при этом ни одного из них не отыграв полностью, и записал на свой счет лишь один гол. В конце января снова очутился в "Монако" и в первой же игре порвал связки колена.
- Если учитывать краткое пребывание в ЦСКА год назад между двумя французскими арендами, то ваше нынешнее пришествие в армейский клуб уже третье по счету. Ощущение дежавю или есть что-то новое?
- Начнем с того, что в отличие от прошлого года я приехал, чтобы остаться. Надеюсь, что с помощью Аллаха мое желание сбудется. Тренер оказал мне доверие. Он говорит, что я должен воспользоваться своим шансом. Мяч на моей половине поля, и я буду много работать, чтобы показывать на поле то, что умею, и утвердиться в составе команды.
- Вопрос о ваших намерениях и планах, таким образом, снимается?
- Они связаны с ЦСКА. У меня родился сынишка, и мне нужна стабильность.
- Жена с маленьким ребенком, следовательно, приедет в Москву?
- Если на то будет воля Аллаха. Жду их где-то в сентябре. Пока же ко мне сначала приедет погостить двоюродный брат, а потом - брат жены.
- Супруга была с вами и в Бордо, и в Монако?
- Везде.
- Однако в Москве вам приходилось подолгу жить в одиночестве.
- И это не добавляло мне хорошего настроения. Теперь в ЦСКА появились переводчик французского языка и франкоязычный Сейду Думбия. Есть с кем общаться. Когда же я приехал первый раз, то надо мной все посмеивались. Чувствуется, что команда стала куда сплоченнее, чем раньше, что в отношениях между игроками больше уважения и взаимной симпатии. Впрочем, может быть, раньше я по молодости что-то воспринимал неправильно, слишком болезненно.
- В частности, бурно реагировали на выходки расистской направленности со стороны отдельных фанатов, которые только и искали, как вас уязвить.
- Я очень чувствителен к такого рода вещам. Но это в прошлом.
- Вам пришлось покинуть "Бордо" после откровений, которые фанаты этого клуба восприняли в штыки (в одном из интервью нигерец якобы сказал, что ему безразлично мнение болельщиков о его игре и что он готов вернуться в ЦСКА. - Прим. А.П.). Не сожалеете о неосторожных высказываниях?
- Это тоже прошлое, к которому не хотелось бы возвращаться. Впрочем, того, что было напечатано, я не говорил, а клуб располагал видеозаписью моего интервью.
- Тем не менее с вами расстались...
- Тренер (Жан Тигана. - Прим. А.П.) этого не хотел, но я сам решил, что надо уйти. И главная причина в том, что меня отправляли на правый фланг полузащиты и ставили передо мной оборонительные задачи. Но я нападающий, и у меня не получалась та игра, которую требовали.
- Между тем в ЦСКА вам тоже доводилось действовать на правом фланге.
- Да, но при этом партнеры снабжали меня мячами. Меня не заставляли отходить назад, где, завладев мячом, я не знал, что делать.
- Что за надпись у вас на руке? (На левом предплечье у Маазу синели буквы с завитушками. - Прим. А.П.)
- Салам, имя моего сына. Но это не татуировка. Я же правоверный мусульманин.
- Ислам не разрешает нанесение тату?
- Нет. Я это фломастером нарисовал. Достаточно помыть руку - и все сойдет.
- Салам - нигерское имя?
- Скорее арабское. Ведь у моей жены тунисское происхождение.
- На родину давно наведывались?
- Ездил туда в марте вместе со сборной. По сути, как болельщик. Играть я не мог, но хотелось поддержать команду. Сборную Сьерра-Леоне она тогда победила - 3:1. Жаль, позже уступила ей же на выезде. Но у нас по-прежнему есть отличный шанс впервые в истории нигерского футбола пробиться в финальный турнир Кубка Африки. Если победим 4 сентября команду ЮАР, то мечта осуществится, и это будет настоящий национальный праздник. (За два тура до окончания соревнований в отборочной группе Нигер отстает от ЮАР на два очка, позже ему еще играть в Египте, но он может надеяться и на попадание в дуэт лучших среди занявших в группах вторые места. - Прим. А.П.)
- Один праздник народу вы, видимо, уже подарили, когда в октябре Нигер сотворил сенсацию, обыграв за счет вашего гола Египет - 1:0?
- Да. Египет - семикратный обладатель Кубка Африки, и победа над ним - фантастическое достижение для нигерского футбола, который, впрочем, в последнее время прогрессирует. Думаю, благодаря голу в ворота египтян Африканская конфедерация футбола и поставила меня на третье место при определении лучшего молодого игрока континента после ганца Квандво Асамоа и алжирца Будебуза. Но та победа - лишь часть дела. Главная задача еще не решена. Осознаю, что я - надежда нигерского народа, что к сентябрю должен быть в оптимальной форме, и поэтому, помимо всего прочего, мне надо получать игровую практику в клубе.
- Автомобиль водите?
- Да. Машиной обзаведусь в ближайшее время. Москву знаю, не забыл еще.
- Не слишком ли вы самоуверенны? Ездить по нашей столице далеко не то же самое, что по вашей - Ниамею?
- Вообще-то вождение по Москве - кошмар. Необходим опыт. Но я изучил основные маршруты: от дома до супермаркета да базы, которая от меня недалеко, минутах в десяти езды. Рядышком, кстати, обосновались Хонда и Секу.
- Метро пользоваться не пробовали?
- Один раз посетил.
- Что вы имеете в виду?
- Спустился и поднялся. Хотелось посмотреть, как оно выглядит наяву, это московское метро, о котором я видел документальный фильм. Как называлась станция, не помню, но там было очень красиво, словно во дворце.
- За ходом российского чемпионата во Франции следили?
- Да. И не довольствовался только статистическими данными. Благодаря телевизионной "тарелке" и с помощью интернета посмотрел примерно половину матчей ЦСКА в этом сезоне, включая победный финал Кубка.
- Понравилось?
- Да. Сейчас в ЦСКА создана великолепная команда, так что он не случайно идет на первом месте. Соперники, конечно, тоже сильны. И "Рубин", и "Зенит". Да в России вообще все клубы могут доставить проблемы. И все же всем сердцем хотел бы стать в составе ЦСКА чемпионом. Два года назад я участвовал в победном финале Кубка России, в котором ЦСКА обыграл "Рубин". Еще при Зико. А вот чемпионат до сих пор мне нигде выиграть не удавалось. Даже в Нигере.
ps:
Отвечает иерей Александр Ледохович:
Здравствуйте, Антон!
Попытаюсь рассказать о взглядах на татуировки, существующих у православных христиан. Ещё с Ветхозаветных времён татуировки использовались в языческих ритуалах, и часто через тату обозначалась принадлежность к определённому культу, а поскольку сынам Израилевым запрещалось иметь что-либо общее с идолопоклонниками, то и татуировки, по этим причинам, были запрещены. «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.»(Лев.19:28). В приведенном тексте, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов.
Однако все дело здесь в символах и мотивации, а не в религиозном табуировании. Крестоносцы делали татуировки креста на лбу или сгибе руки (подобные татуировки гарантировали им христианское погребение после смерти в бою, ведь часто только по этим отметинам можно было опознать тело). Также христиане применяли татуировки в тех местностях, где был возможен переход людей в другую веру, например, в захваченных турками областях Европы. И даже сейчас копты и эфиопы, находясь в окружении мусульман, наносят себе татуировки в виде креста на запястье.
Современные татуировки — это, наверное, по большому счёту, показатель уровня нравственности, характеризующий определённые субкультурные течения. И здесь уже вопрос о том, может ли христианин принимать ту мотивацию, подталкивающую сделать татуировку. А поскольку, как правило, эти побуждения входят в конфликт с христианством, то я не рекомендую православному христианину делать себе тату.
В Ветхом Завете встречается место, где говорится о запрете нанесения на тело изображений и надписей (в книге Левит ). Можно ли этот отрывок соотнести с нынешней татуировкой? То есть, является ли она грехом? И есть ли еще места в Библии, где об этом говорилось бы? Заранее спасибо.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев.21:5; Вт.14:1. В приведенном стихе, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от язычества. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию. Добродетели приносят благо не только душе, но и телу: «Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей» (Притч.14:30). Человеческое тело свидетельствует о премудрости и всемогуществе Творца. Библия говорит о поврежденности человеческого естества грехом, но о теле, как создании Божиим, не высказывает ни одного пренебрежительного слова. Платон называл тело «темницей души», а св. апостол Павел говорит о «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Поэтому Моисеев закон запрещал перенимать языческие обычаи. Специальное уродование тела, созданного Богом, является оскорблением Господа. «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).
PSS: Немного с опозданием выкладываем аудиозапись полного интервью ЛВС для спец.кора радио "Маяк" и "Вести" Дмитрия Сухинина, который САМ написал об этом на нашем сайте, но к сожалению мы поздновато заметили это...
После тренировки пообщался с главным тренером армейцев Леонидом Слуцким. Не так, чтобы обстоятельно и обо всем, но в итоге вышло на двадцать минут. Фрагменты интервью прозвучали на радиостанциях "Вести ФМ" и "Маяк". Тут же предлагаю вам послушать полную версию. Речь шла:
о кондициях игроков после десятидневного отдыха
о причинах задержки Вагнера Лав
об оптимальной продолжительности летнего отпуска футболистов
о шансах дублеров, тренирующихся с основным составом
о шансах Муссы Маазу подменить травмированного Томаша Нецида
о том, когда ждать возвращения травмированных игроков
о важности сохранить нынешних лидеров команды
о причинах выкупа прав на Александра Цауню
об итога первого круга
прогноз на вторую часть чемпионата