В "Рубине" не делают секрета из того, что привлечь людей на стадион - проблема, которая заботит клуб. Насколько интересен оказался казанцам один из главных в сезоне домашних матчей их команды?
В субботу в Казани было жарко. Термометры на улицах города показывали плюс 32-33. Однако группу из четверых молодых людей с шарфами "Рубина" палящее солнце не смущало. Они, разложившись на лавочке на улице Баумана, что ведет к Центральному стадиону, пили водку. Более того, запивали ее дешевым пивом из больших пластиковых бутылок. Ребята готовились к матчу с ЦСКА.
Помимо них в центральной части города, где расположены стадион и основные достопримечательности Казани, мною были замечены еще два школьника лет по пятнадцать в шарфах "Рубина" - видимо, они тоже собирались на футбол. Зато приехавшие из Москвы болельщики ЦСКА встречались на каждом шагу. Причем типажи попадались самые разные. Были и грозного вида группы молодых людей с бритыми головами и обнаженными торсами, которые потягивали пиво из бутылок, громко переговаривались, но в целом вели себя мирно. Были вполне интеллигентного вида студенты и студентки (девушек, кстати, встречалось немало). Были вполне добропорядочные семьи с детьми. Были умудренные жизненным опытом мужчины, ездящие с ЦСКА не первый год и, если что, способные постоять и за себя, и за своих армейских товарищей в возможных схватках с полицией или местными хулиганами. В итоге на стадионе они оккупировали почти два сектора, численно заметно превзойдя местных фанатов, которые традиционно занимаемый ими сектор на противоположной трибуне заполнить не смогли.
* * *
Но то фанаты. Гораздо интереснее было, как отнесутся к приезду ЦСКА обычные болельщики. Ведь не секрет, что Центральный стадион в Казани аншлаги собирает редко. Исключение - Лига чемпионов, да и то не все матчи. Но неужели лидер нашего чемпионата - не тот раздражитель, чтобы привлечь народ на трибуны? Предматчевые наблюдения говорили за то, что не тот.
Не внушало оптимизма и пространство перед стадионом. За два с половиной часа до игры довольно большая площадь перед Центральным оставалась почти пустой. Лишь внушительная группа стражей порядка, выстроившись в колонны, выслушивала от начальства инструктаж, который благодаря мегафону звонко разносился по округе. Ажиотажа вокруг касс не наблюдалось. Хотя ближе к началу матча народ подтянулся, и стало не так пустынно.
Однако когда команды вышли на поле, трибуны оказались заполненными едва ли наполовину. Подумалось: "Неужели матч двух ведущих команд нашего чемпионата способен собрать только полстадиона? И это при том, что в хоккее сейчас межсезонье, "Ак Барс" не играет". Но Казань - город во многом восточный, и спешить здесь, видимо, не принято. Минут через десять после стартового свистка оглянулся по сторонам - и увидел почти полные трибуны. Пустовали лишь "буферные" сектора, отделяющие приезжих болельщиков от местных, да за воротами виднелись свободные места. Так что можно считать, что аншлаг состоялся.
* * *
Но опять же стоит оговориться: речь идет о поединке с ЦСКА. А что делается для того, чтобы привлечь зрителей на трибуны на матчи, к которым вряд ли применима приставка "супер"? Разумеется, такой немаловажный фактор, как собственно игра и результаты "Рубина", мы здесь опустим. Его значение и так понятно.
Как уже было сказано, купить билет не было проблемой даже на эту игру - люди спокойно подходили к кассам и их приобретали. Перед стадионом я насчитал пять палаток с сувенирной продукцией. Ассортимент стандартный - шарфы, футболки, кружки, брелки, зажигалки с символикой "Рубина". Есть еще полотенца и подушки с портретом всей команды. Цены - на уровне европейских стандартов: та же кружка, например, стоит 300 рублей. В официальном магазине "Барселоны" схожая чашка обойдется в девять евро. Разница, как видите, не слишком велика, чего не скажешь об уровне доходов в двух странах. Не сказать, что к палаткам выстраиваются очереди, но народ возле них стоит.
В здании стадиона тоже есть торговая точка, обозначенная как официальный фан-шоп "Рубина" и "Ак Барса", хотя больше это похоже на обычный спортивный магазин. Выбор здесь беднее, чем во временных палатках. Кружек, например, нет - вернее, есть, но с символикой зарубежных клубов. Помимо них можно, например, совершенно спокойно купить шарфик другой российской команды. Кстати, на сувенирных лотках в городе, например, в том же Казанском кремле, продукция с символикой "Рубина" встречается не так часто. А та, что есть, не вполне свежая: на фотографии команды на той же подушке еще присутствуют Сергей Семак и Александр Бухаров. Для сравнения, в Санкт-Петербурге, гуляя по городу, на шарфики "Зенита" можно наткнуться гораздо чаще.
Что касается питания, то перекусить есть где. Правда, выбор не очень богат и ограничивается выпечкой, пусть и разнообразной. Цены, понятно, выше, чем в магазинах. В здании стадиона имеется бар, где по идее болельщики могли бы приятно провести время. Но вот загвоздка: пиво на арене под запретом. Так что зайти в заведение можно в дни, когда нет матчей. Во время игры по трибунам ходят коробейники, предлагая напитки или мороженое. Обычный вафельный стаканчик обойдется в 40 рублей.
В перерыве матча для зрителей был организован конкурс. Участников, чтобы было честнее, разделили по возрасту - дети отдельно, взрослые отдельно. Победитель в младшей группе, прожонглировавший мячом дольше всех, получил подушку, остальные - футболки. У старших ставки были выше: билеты на матч Лиги чемпионов с "Лионом" (в кассах они будут стоить от 100 до 2 тысяч рублей).
Словом, работу, чтобы привлечь людей на футбол, казанцы ведут и к числу отстающих в этом плане точно не относятся. Но вот интересно: хватит ли этого, чтобы собрать пусть не аншлаг, но хотя бы приличное количество зрителей на матч, скажем, с "Крыльями Советов" 27 августа?