Отрыв ЦСКА от преследователей, еще недавно выглядевший надежным, постепенно сокращается – и уже после ближайшего матча со «Спартаком» рискует исчезнуть совсем («Зенит» дома играет с «Краснодаром»). Дело даже не в том, что «Спартак» набрал ход – покажите мускулы, напрягите по-настоящему центральную зону, и вся магия игры команды Карпина обернется неловким фокусом; дело в том, что у Леонида Слуцкого, в общем-то, сейчас не менее хрупкая команда.
Нынешний ЦСКА – трепетный, талантливый, но пока что совершенно не доминантный лидер, который не переносит неприятностей. Из последних матчей самым характерным стал не разгром интеллигентно-бездарной «Томи», не трудовая ничья с «Рубином» и не менее трудовое поражение от «Зенита», а ничья с «Краснодаром», когда куда-то внезапно исчез разрыв в классе команд (простите меня далее за упоминание подробностей матча трехнедельной давности, но он действительно кажется мне самым показательным).
Леонид Слуцкий до сих пор не хочет вспоминать про матч: »Сыграли как сыграли»; но проблема в том, что казалось, что команда играет в меньшинстве, задолго до того, как Набабкина действительно удалили. Конечно, в том матче не было Дзагоева, нет Алдонина c Тошичем (хотя стартовый состав ЦСКА как-то сложно было назвать полудублем), конечно, летом на юге России примерно настолько же жарко, насколько холодно бывает играть в феврале и декабре на ее севере. Но все-таки странно, когда несомненный лидер настолько мало отличается по классу от новичка премьер-лиги, газона краснодарского поля и комментатора Казакова.
«Краснодар», который мне искренне нравится во многих аспектах, в принципе, состоит из игроков первого дивизиона – и дело даже не в деталях карьеры (как вы оцените уровень 31-летнего Марсиу, в самом расцвете карьеры, с 2004 по 2007 год, игравшего в третьем португальском дивизионе?), а в ценностях игры. «Краснодар» – простая дисциплинированная команда, тут не место дриблерам и диспетчерам с внутренним радарами. Подстраховка в обороне, прессинг, сознательный отказ от излишнего движения – вот основа игры Муслина, который, нужно отметить, с теми игроками, что ему пока что выделяют, работает практически безупречно.
»Краснодар» воплощает в себе какие-то традиционалистские ценности, это команда для ценителей абстрактной справедливости: от каждого по способностям – каждому по труду. Если кто-то техничнее или быстрее среднего – значит, забывает поднять голову, не может вовремя отдать пас. Если кто-то чувствует лучше игру – значит, у него относительные проблемы с физподготовкой. Чтобы такая команда все-таки эффективно играла, нужно свести игру к наименьшему общему знаменателю. Голы подобная команда должна забивать после рикошетов, после нелепых провалов чужой обороны, с угловых и невнятных пенальти, с единственных в карьере точных дальних ударов. Это ни в коем случае не претензия к стилю или самоотдаче – все молодцы, все стараются, очки набираются, так и надо.
Но ЦСКА – это ведь совсем другое дело. На какое-то время этим летом показалось, что у Слуцкого все наконец-то сложилось, что заработала система игры, которая с легкостью выдержит и плохое настроение Вагнера, и отсутствие игрока-другого в креативной и отлично забивающей полузащите, что команда полным ходом стремится уже в еврокубки, не найдя в России действительно серьезных соперников. Но стоит сложиться нескольким обстоятельствам – и мы вновь видим тот самый архетипический российский футбол, серый корявый полуфабрикат, так контрастирующий, к примеру, с шелковой игрой «Динамо». Может, конечно, в матче с «Краснодаром» было достаточно фактуры для любителей футбольной тактики (или, как они сами говорят, футбольной нудности) , но лично мне как зрителю из всей россыпи возможностей ЦСКА досталось лишь несколько секундных просветлений (одного из которых, правда, хватило для гола).
Следующие два матча лишь укрепили ощущение – ЦСКА вовсе не паровой каток, эта команда может уступить кому угодно по делу, и в третьем круге чемпионата России ей придется тяжело. Матч с «Томью» не должен вводить в заблуждение – спорт спортом, но мало что так деморализует, как задержки с выплатой зарплаты, будь вы футболистом или кем угодно. И это все немного печально – может, это прозвучит неожиданно, но мне бы хотелось, чтобы вот этот самый ЦСКА стал чемпионом. Не из-за симпатии к Леониду Слуцкому, не из-за антипатии к каким-то другим командам, скорее, из-за симпатии не столько даже к игре ЦСКА, сколько к отдельным персоналиям внутри этой игры (в слабых командах заметны индивидуальности, в средних – общая выстроенность, в сильных – снова индивидуальности). И уж конечно, дело не в юбилее – мало что бессмысленнее круглых дат и цифр (и то, что в России они обладают удивительной силой воздействия, скорее противно, чем важно). Просто мне хочется, чтобы эпоха закончилась красиво и закономерно.
Ведь этот ЦСКА не выглядит прочным не только в отдельных матчах. Он неумолимо стареет – и никто не знает, когда произойдет тот спад, который нужно будет найти силы пережить. Рахимич, Алдонин, Шемберас – удивительно, что они все играют чуть ли не лучше, чем много лет назад, но когда все же придет пора отказаться от их услуг, замена будет, найти опорника нужного профиля – дело возможное. А вот что произойдет, когда распадется вечная, сыгранная до симбиоза оборона, что случится, когда вдруг начнет сдавать мой любимый футболист Сергей Игнашевич – предсказать невозможно. Щенников, Набабкин и условный Васин – это, что ни говорите, пока совсем, совсем не то.
ЦСКА – это ведь именно команда из талантливых игроков, в этом ее сила и ее же недостаток; настоящий талант – это же всегда некоторая неправильность. Чего стоит один только Думбия – не очень обученный, не совсем гармоничный и от этого особенно интересный по нынешним временам нападающий (посмотреть на его сочетание с Дрогба, тоже в какой-то степени гениальным самоучкой, было бы невероятно интересно). Юного Секу, как рассказал Слуцкий, пришлось учить отдавать передачи и бить по воротам, свои особые недостатки и сверхспособности у Кейсуке Хонды, совершенно удивительная манера игры – у Вагнера Лава; перебирать игроков можно долго. Когда все это соединяется недостатками внутрь, мы видим безоговорочно лучшую команду России, но так, к сожалению, бывает не всегда – чем больше нюансов, тем больше шансов, что что-то помешает (и именно поэтому невероятная сыгранность обороны имеет решающее значение).
«Спартак», который будет играть с ЦСКА в эти выходные – он про другое. Он, наверное, в каком-то смысле современнее – Карпин постепенно избавляется от индивидуальной яркости и силы ради командной слаженности, ради воспроизводимости игры. И весь этот конвейер – Козлов, Яковлев, Ананидзе, Рыжков, Шишкин, Иванов, Григорьев, Советкин, Зотов (я лично скоро окончательно запутаюсь во всех этих молодых, быстрых и невысоких, забивающих в лучшем случае гол-другой с горящими глазами и куда-то потом пропадающих) – он так не похож на ЦСКА, где с игроком всегда возятся до последнего, стараясь найти ему место и роль. Не представляю, скажем, в каком бы еще топ-клубе, кроме ЦСКА (и, возможно, «Милана»), стали бы так долго и эффективно использовать Элвера Рахимича.
Разумеется, я не буду ни за кого болеть в эти выходные – наблюдать за реальностью интереснее, чем хотеть изменить ее в какую-то свою сторону, а ЦСКА и «Спартак» и так найдется кому поддержать. Разве что, возможно, мне бы хотелось увидеть какое-то опровержение своих мыслей, ощутить запас прочности, а не только моменты гениальности, почувствовать в Леониде Слуцком не только ум, но и уверенность. Убедиться, что будущее далеко не только за взаимозаменяемостью – но все-таки еще и за незаменимостью. В конце концов, увидеть в ЦСКА не только временного лидера, но и готового играть в еврокубках настоящего будущего чемпиона.
Михаил Калашников.