В матче со «Спартаком-Нальчиком» форвард ЦСКА Сейду Думбия вновь оформил хет-трик. «Советский спорт» разбирает игру одного из самых ярких на сегодняшний день форвардов Европы и определяет его роль в команде Леонида Слуцкого.
ИГРА ЦСКА В АТАКЕ
ЧУДО-ТРЕУГОЛЬНИК ВАГНЕР – ДЗАГОЕВ – ДУМБИЯ
По последним матчам армейцев против «Анжи», нальчикского «Спартака», «Трабзонспора» (второй тайм) стало ясно: ЦСКА окончательно определил для себя образ идеального соперника. Это обязательно должна быть команда с претензиями на атакующую игру – чтобы не прижималась к своим воротам, а, наоборот, широко наступала на своего врага. И ведь правда: против оборонительных тактических моделей ЦСКА испытывает трудности с проникновением в штрафную. Поэтому игра строго первым номером, с контролем мяча на чужой половине поля уже не является для москвичей приоритетной задачей. Куда опаснее армейцы смотрятся в игре на встречных курсах, когда у противника образуются свободные зоны и появляется возможность проводить быстрые атаки.
Выход из обороны в атаку у ЦСКА в основном исполняется через центральную зону, где всегда играют два опорника (1). В игре с нальчикским «Спартаком» это были Алдонин и Мамаев. Самое оптимальное, вероятно, сочетание, с учетом, разумеется, травмы Хонды. Оба игрока сильны в созидании (это их главное отличие от Рахимича) и способны исполнить как диагональную передачу на фланг, так и длинный пас на форварда. В эпизоде, когда Думбия заработал пенальти, передачу ему отдавал именно Алдонин.
Но чаще опорные хавбеки ЦСКА адресуют мяч или Дзагоеву (2), или Вагнеру (3), или правому защитнику (в данном случае – Алексею Березуцкому) (4). Тошич на данном этапе не до конца готов функционально и далек от своих лучших кондиций, а потому зачастую выпадает из игры.
Второй этап развития армейской атаки заключается в том, чтобы или как-то довести мяч до Думбия (5), или добраться до штрафной площади усилиями самих Вагнера и Дзагоева (6). Последнее, впрочем, удается редко, поскольку сегодняшний Вагнер слишком много теряет мяч и допускает грубейшие ошибки в передачах.
КТО ИГРАЕТ НА ДУМБИЯ?
СОЮЗ С ДЗАГОЕВЫМ
В игре с нальчикским «Спартаком» Думбия получал передачи от восьми партнеров (на схеме не указан только вышедший на замену Шемберас – 1), что для игрока острия атаки является высоким результатом. За счет постоянного перемещения армейский форвард оказывался на разных участках поля, то есть постоянно предлагал себя партнерам. В частности, он часто смещался на правый фланг атаки, а потому много взаимодействовал с Алексеем Березуцким, получив от него 5 передач и отдав ему 3. Итого 8 передач – второй показатель.
Лучший же показатель у взаимодействия Думбия с Дзагоевым – 7 передач принял и 6 отдал. Именно эта связка сделала игру с нальчикским «Спартаком». Сначала Думбия отдал голевую передачу Вагнеру, а затем сам получил три роскошных паса от Дзагоева. Особенно запоминающимся оказался последний гол, когда армейская связка сыграла в «стеночку». И если в прошлом сезоне все отмечали сногсшибательный тандем Вагнер – Думбия, то сегодня уже приходится констатировать: вместо бразильца в этом сочетании появился Дзагоев.
Четыре точные передачи Игнашевича на форварда позволяют сделать вывод, что это наработанная схема Слуцкого. Впрочем, не использовать роскошный первый пас, коим обладает армейский ветеран, при выходе из обороны в атаку было бы серьезным просчетом. Игнашевич, если вспомнить, аналогичную роль исполняет и в сборной России.
ВЫВОД
ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ ФЕНОМЕН?
Статистика гласит: в осенних матчах за ЦСКА Думбия забивает каждые 69 минут. Это показатель из области футбольной фантастики. Очевидно, что сейчас он находится в великолепной форме, и не менее очевидно, что модель, выстроенная Слуцким, подходит нападающему просто идеально. Думбия, если обратить внимание, в отличие от всех остальных игроков, не обременен какими-то оборонительными функциями; он постоянно находится на чужой половине поля и активно перемещается по всему фронту атаки.
Именно эти перемещения, постоянный прессинг, который оказывает Думбия на владеющих мячом защитников соперника (вспомните эпизод с Аравиным, когда Думбия отнял у него мяч, организовав таким образом выход один на один, но Вагнер, получивший передачу, не реализовал момент), нацеленность на ворота, отсутствие какой бы то ни было потери концентрации (всегда играет до конца) отличают этого форварда от остальных.
К перечисленным навыкам можно еще добавить и природные качества – потрясающая дистанционная скорость, визуально кривоватая, но исключительно эффективная техника и таранные способности. Ведь во многих эпизодах, что интересно, Думбия именно что не обыгрывает оппонентов, а идет напролом. И это у него получается не менее здорово, чем все остальное.
БРАТЬ ПРИМЕР!
При взгляде на игру Думбия в очередной раз приходится признавать, что российских форвардов такого класса у нас нет. Ближе всех к армейскому нападающему подошел Кержаков, однако это «ближе» все равно представляет собой пропасть. Александр столь же мобилен, но уступает Думбия не только в техническом оснащении, но и в главном умении для нападающего – реализации голевых моментов. Что и говорить, если темнокожий форвард реализует выходы один на один как пенальти.
Впрочем, эта осень войдет в историю российских чемпионатов как эпоха расцвета африканских нападающих в нашем футболе. Думбия, Эменике, Траоре, Это`О – это, очевидно, уже тенденция. На смену ярким бразильским форвардам пришли африканские. И очень хочется верить в то, что когда-нибудь все же придет смена российских нападающих столь же высоченного класса.
Михаил Борзыкин.