Впервые в спецпроекте Sports.ru и Continental – представитель российского футбола. Бурный дебют, спад и триумфальное возвращение, поиск своей позиции и своей игры, а главное – большие перспективы на уровне сборной России в очередном выпуске сериала о молодых звездах грядущего Евро-2012.
Это трудно забыть: ЦСКА, 46-й номер, «Химки», «Спартак», 5:1, Газзаев, связка с Вагнером, 11 голов, 9 ассистов, сборная, Дортмунд. Появление Алана Дзагоева в российском футболе — вспышка сверхновой, какой не было очень давно. Сутулый осетинский мальчуган с неопрятной темной шевелюрой летом 2008-го стал бежать, отдавать, открываться, получать, забивать, все с такой легкостью и простотой, с такой яростью и желанием, от которых зритель уже отвык. Проваливший первый круг ЦСКА вместе с Дзагоевым отыграл полгода так, как не играл, кажется, даже в год выигрыша Кубка УЕФА и как не будет играть до осени-2010, уже с Сейду Думбия. Ну, вы помните: титул лучшего бомбардира Вагнера Лава, последний сезон в ЦСКА Валерия Газзаева, последний полноценный сезон в ЦСКА Юрия Жиркова, триумфально выигранная группа в Кубке УЕФА с «Нанси» и «Депортиво» и серебро в чемпионате.
Алану тогда было 18. Вслед за дебютом Дзагоева легендой стало и его детство — и тут тоже можно вновь обойтись облаком тегов. Все ведь и так слышали про детство в между Бесланом и Владикавказом, все вместе восхищенно вздыхали при упоминании академии «Крыльев Советов-СОК», все помнят, как ЦСКА рекрутировал Дзагоева вместе с Антоном Власовым и Дмитрием Рыжовым. Не то чтобы лишний раз описывать все это в красках было моветоном, липкой патокой отрочество и юность Дзагоева еще не покрылись. Первый год Алана Дзагоева — история красивая, может быть даже еще не совсем затертая до дыр; главное же — ее так легко сформулировать своими словами и передать другому.
Но как назвать то, что происходило с Аланом Дзагоевым следующие четыре года? Что это было? Прогрессировал ли Алан? В чем изменился? Играл ли он там, где хотел, и так, как хотел?
Никто толком не ответил на вопрос, настиг ли все-таки Алана синдром второго сезона в 2009-м. Но пережив недоверие Зико, осенью того же года Дзагоев вместе с ЦСКА выдал потрясную Лигу Чемпионов — ту, что с голом над плечом ван дер Сара на «Олд Траффорд», с дальним выстрелом в ворота «Бешикташа», и в конце концов с выходом в плей-офф, первым за армейскую историю.
Так до конца и неясно, что помешало Дзагоеву закрепиться в основе в 2010-м — травма, покупка Кейсуке Хонды или он сам. Нестабильность шатала Алана в том сезоне, наверное, сильнее, чем когда-либо. Однако в том же году Леонид Слуцкий выдал следующую характеристику своего плеймейкера: «Он забивает и отдает. И делает это всегда. Самое важное, что есть в нашей игре – забивать голы и отдавать передачи. У Алана это есть. И даже в неудачных матчах, которые у него иногда бывают, у него есть конкретика. Сейчас он тоже на втором месте, хотя долго лечился, не всегда попадал в состав». Неверно требовать от тренера заявлений в лоб или упрекать его в том, что подбадривает своего подопечного, да и это качество — «забивает и отдает» — трудно назвать негативным. Факт в том, что потенциальная энергия Дзагоева никак не хотела переходить в кинетическую, статус главного российского таланта становился все теснее, а коробка с котом Шредингера оставалась запертой.
Только в прошлом году повторная интеграция Дзагоева в армейский состав наконец вылилась в успехи. Всеми силами отторгая место на фланге и будто требуя вернуть его в центр, Алан, случалось, оказывался на обоих позициях, но вопреки этому к нему вернулась форма, понимание с партнерами и ясность с тем, зачем он, в конце-то концов, находится на поле. Ну а самое главное — Дзагоев умудрился подружиться со сборной России. Консервативный скряга Дик Адвокат не побоялся ставить Дзагоева старт еще на самом старте отборочного цикла — и если в домашнем матче со Словакией Алан был выжат на фланг Андреем Аршавиным, то в Дублине оказался уже в своей стихии. По итогам отборочного цикла Алан стал лучшим бомбардиром (вместе с Романом Павлюченко), куда менее болезненно, чем в клубе, обнаружил свое место и стал без всяких метафор делать игру.
История Алана Дзагоева не дает очевидных ответов. Это следствие и очень непростого амплуа, и характера, и все еще нежного возраста, и множества сторонних обстоятельств. Четыре года после своего яркого дебюта Алан был в застое или просто взрослел, сам находил проблемы или случайно натыкался на них, упрямился или менялся — гораздо важнее не подводить итоги его карьеры, а ценить ее такой, какова она прямо сейчас. Ну или заглянуть в будущее. А там Дзагоева ждет Евро-2012 — и вполне возможно, что самое непосредственное участие в атакующей жизни сборной там будет принимать именно Алан.
автор: Александр Муйжнек