Тренеру вратарей ПФК ЦСКА зимой пришлось, по сути, готовить к сезону трех основных голкиперов. Ситуация необычная, а потому требует объяснения.
Мастерство лучшего отечественного вратаря последних лет Игоря Акинфеева сомнений не вызывает. Недавно он восстановился после прошлогодней травмы и уже, что называется, на подходе. В начале года, однако, Акинфеев выступать не мог. Вот и вышло, что Вячеслав Чанов готовил Сергея Чепчугова к «Реалу», а Сергея Ревякина – к «Зениту». Следует напомнить, что Чепчугов не имел права играть против зенитовцев по причине дисквалификации.
- Вам когда-либо приходилось оказываться в подобной ситуации? – первый вопрос Вячеславу Чанову.
- Понятно, что обстоятельства, в которых мы готовились к сезону, получились необычными. Прежде было ясно: есть Акинфеев, наш первый номер, а остальные вратари как бы тянутся к нему и готовятся в случае необходимости достойно его заменить. Разумеется, Игоря и сейчас никто не сбрасывал со счетов. Просто другим выпал шанс показать себя, сыграть на самом высоком уровне.
- Как часто вы говорили об этом с подопечными?
- Психологическая подготовка – вещь серьезная, требует индивидуального подхода.
Мы, конечно, регулярно общались. С одной стороны, на сборах не принято разделять вратарей на первого, второго и так далее. Существует обязательная программа, которую необходимо выполнить. С другой, безусловно, мне надо учитывать особенности каждого голкипера. Мы заранее знали, что Чепчугов будет играть с «Реалом», а Ревякин – с «Зенитом», потому целенаправленно готовили их к сезону как основных вратарей.
- В декабре истек срок аренды Габулова, и голкипер, который за три месяца успел серьезно помочь ПФК ЦСКА, отправился в «Анжи». Учитывая, что Акинфеев не успевал восстановиться к февралю, у вас не было опасений за качество вратарской линии? Иными словами, не возникало мыслей попросить об усилении?
- Никогда ни о чем не прошу. Таков давний принцип: работаю с теми, кто есть в моем распоряжении. Вместе с президентом клуба мы давным-давно определились с тем, что вратари в нашей команде должны быть свои. На мой взгляд, школа ПФК ЦСКА работает отлично. Я, в свою очередь, нахожусь в постоянном контакте с ее тренерами. Всего в школе три специалиста по работе с голкиперами плюс тренер в молодежной команде.
- Существует ли специальная программа подготовки вратарей ПФК ЦСКА?
- Разумеется. У нас выстроена четкая система. Это сделано для того, чтобы переход из школы в молодежную команду, а потом и в основной состав давался как можно легче.
Когда вратарь попадает к нам, он уже знает все основные упражнения. С тем же Ревякиным получилось именно так.
- Часто ли юным голкиперам удается поработать с основным составом?
- Когда Акинфеев уезжал в сборную, мы регулярно привлекали к занятиям молодых вратарей. Недавно совсем юному Помазуну довелось поработать с главной командой, он даже попал в заявку на матч с «Зенитом». Замечу, что вратари не могут существовать отдельно, для них очень важно тренироваться с командой. Если им не хватает количества ударов по воротам, мы специально добавляем игровые упражнения. И наоборот, когда ударов слишком много, количество таких упражнений снижается.
- Новички без труда адаптируются на более высоком уровне?
- С каждым переходом на ступеньку вверх мячи летят быстрее, ведь по воротам бьют все более мастеровитые футболисты. Ребята привыкают к высоким требованиям, стараются соответствовать.
- Какую роль для голкипера играет психология?
- Пожалуй, самую важную. Если человек амбициозен и по-настоящему уверен в себе, у него есть шансы добиться большого успеха. Мне уже шестьдесят, но внутри до сих пор сидит вратарская жилка. Всегда выходил на поле с одной мыслью: как это мне, Чанову, можно забить? Вратарь – это сгусток энергии.
- Мне кажется, данная характеристика будто бы специально придумана для Игоря Акинфеева.
- Согласен с вами.
От природы Игорь очень резкий, прыгучий. Плюс у него по-настоящему сильная психология. Вообще, Акинфеев, конечно, уникум. Обратите внимание, он постепенно переписывает на себя все вратарские рекорды в стране. И в чемпионате России, и в еврокубках, и в сборной.
- Когда ждать его возвращения на поле?
- Все идет по плану. Сроки остались прежние: конец марта – начало апреля.
- Акинфеева вы охарактеризовали. Теперь, пожалуйста, пару слов о Ревякине и Чепчугове.
- У Ревякина тоже очень сильный характер. Ему выпал шанс уже в 16 лет проверить свои силы в матче с «Зенитом», и Сергей, на мой взгляд, справился. Не сломался после гола, пропущенного на первой минуте, сохранил уверенность в себе. Этот опыт ему очень поможет в будущем. У Чепчугова иной типаж. Он более спокойный, неторопливый. Перед матчем с «Реалом» в Лужниках немного волновался, но в итоге отыграл очень хорошо. Уже по следующей игре с «Динамо» было видно, что у Сергея появилась солидность. Разумеется, у каждого из них есть моменты, в которых надо прибавить. Не будем забывать и об Исупове. Способный вратарь, который, убежден, после травмы вернется в строй и заиграет на высоком уровне.
- Как оцените игру Чепчугова на «Сантьяго Бернабеу»? В чем именно заключалась его ошибка в эпизоде со вторым пропущенным мячом?
- Газон в Мадриде своеобразный, мячи после отскока сильно ускоряются.
Мы, кстати, говорили об этом перед матчем. В целом же Чепчугов, на мой взгляд, отыграл в Испании нормально, несколько раз выручил команду.