Полузащитник Расмус Эльм, намедни заключивший соглашение с армейским клубом, будет выступать в составе красно-синих под номером 20. SportLook решил вспомнить, кто ещё из игроков ЦСКА носил на спине эту цифру, прежде чем она досталась шведскому хавбеку.
«Если не любишь Ярошика — не любишь ЦСКА»
8 января 2003 года в столичном аэропорту Шереметьево-2 приземлился футболист, чей трансфер всколыхнул весь российский футбол. В ту пору это была самая крупная, самая дорогая в его истории сделка, ведь для того чтобы перевезти в Москву из Праги 25-летнего полузащитника Иржи Ярошика, выступавшего за местную «Спарту», президенту ЦСКА Евгению Гинеру пришлось не поскупиться на 3,7 миллиона американских банкнот — рекордную по тем временам сумму.
Невзирая на роскошные условия предложенного в России контракта, а также очевидные возможности профессионального роста, своё расставание с родиной футболист переживал очень остро.
Верно, в том числе и для скорейшей адаптации на новом месте новичок армейцев по приезде попросил нанести на его новую клубную экипировку тот номер, под которым он выступал в чешском клубе, — число, полюбившееся ему ещё с юности, — 20.
Вместе с тем все опасения чеха оказались напрасны. По-русски игрок заговорил почти сразу. А со временем стал всё смелее выбираться за пределы базы, не ограничивая себя лишь четырьмя стенами предоставленной ему клубом квартиры на «Соколе». В компании своей подруги Виктории Иржи знакомился с архитектурой города, ездил за город — к живописным берегам реки Москвы, смотрел на белых мишек в зоопарке и даже побывал на выступлениях Мэрайи Кери и Робби Уильямса, привозивших тогда в российскую столицу свои концертные программы.
Что до футбольных дел Ярошика, они стали складываться хорошо безотлагательно. В первом же своём поединке в чемпионате страны — против казанского «Рубина» — футболист сделал дубль. В третьем и четвёртом турах он записал на свой счёт ещё по мячу, продолжая тем самым на все сто оправдывать солидное армейское капиталовложение. Тем более что один из этих голов был забит в ходе дерби в ворота московского «Спартака» на последней минуте. Кажется, уже одного этого было более чем достаточно для того, чтобы покорить фанатские сердца цээсковской торсиды.
Впрочем, на том Ярошик не остановился. В достаточно короткие сроки ему удалось стать для команды практически незаменимым. Чешские журналисты после матчей буквально ходили за игроком толпами, и это тогда, когда иностранные корреспонденты на рядовой встрече нашего первенства были чем-то диковинным.
Едва ли тогдашний наставник ЦСКА Валерий Газзаев хоть на минуту усомнился в правильности приглашения Ярошика в стан красно-синих. Трудолюбие, старательность, активность игрока потрясали. В сезоне-2003 он внёс немалую лепту в завоевание армейцами первого в новейшей истории клуба чемпионского титула. Реальную лепту.
Даже новый тренер, португалец Артур Жорже, вначале было попытавшийся усадить чеха на лавку, довольно быстро осознал: Ярошик для команды — важное звено. И хотя концовка сезона-2004 была для ЦСКА уже не такой феерической, надёжная, уверенная игра Иржи не осталась незамеченной селекционерами «Челси», так что 4 января 2005 года накануне 1/16 финала Кубка УЕФА красно-синие остались без одного из своих ключевых футболистов: Ярошик переехал в Лондон.
Дискуссии по поводу этого перехода не унимались ещё долгое время, однако сколь бы ревностно к нему не относились, заслуги футболиста перед ЦСКА переоценить было трудно. Так, на одном из форумов армейцев тогда запечатлелась мысль, сакраментально подытожившая весь «красно-синий» этап его футбольной карьеры: «Если не любишь Ярошика, то не любишь ЦСКА». Резко, но правдиво.
Из Бразилии с любовью
6 марта 2005 года состоялась традиционная ежегодная встреча армейской команды с болельщиками. Началась она, как водится, с представления присутствующим игроков, однако, называя футболистов по порядку, пресс-атташе команды обошёл вниманием рослого, смуглого, черноглазого юношу, будто случайно тем вечером затесавшегося между цээсковскими старожилами.
Оказалось, право представить единственного новичка ЦСКА в межсезонье Сергей Аксёнов просто-напросто передал главному тренеру. Валерий Газзаев вручил футболисту красно-синюю майку, которую тот сразу же натянул поверх джемпера.
На спине игрока — там, куда обычно наносят фамилию, — красовалось всего четыре буквы: Дуду. А под фамилией значился номер, под которым играл футболист, что поклонники клуба признали лучшим по итогам предыдущего сезона, — двадцатый.
«Это же номер Ярошика!» — недовольно поначалу морщились болельщики, искренне ревнуя цифру к её новому, пока что незнакомому носителю. Однако трудности Дуду нисколько не смущали. Игрок утверждал, что, если хочешь чего-либо добиться в жизни, проблемы не должны тебя пугать. А он, очевидно, хотел, и добротная игра Дуду в полузащите, а заодно и обаяние 22-летнего бразильского парня довольно быстро склонили народные симпатии на его сторону.
Уже вскоре это имя прославлялось красно-синими трибунами практически наравне с именами других игроков. Свой первый гол в составе ЦСКА Дуду забил в ворота «Динамо», когда число минут, проведённых им на российских полях, в общей сложности достигло 154. Когда он бежал праздновать свой мяч вместе с армейскими секторами, едва ли мог знать, что уже через две минуты его партнёр Ивица Олич, реализовав пенальти, упрочит преимущество красно-синих и в итоге ЦСКА победит — 2:0.
Тем не менее в успехе ЦСКА игрок не сомневался: поравнявшись с трибунами, он сжал руки в кулаки и принялся, боксируя, обрушивать на своего незримого противника хук за хуком. «Хотел показать, что мы нокаутировали «Динамо» и победа в наших руках», — после пояснил футболист.
Уже тогда Дуду стал подкупать своими бойцовскими качествами, желанием играть в футбол и, главное, не подводить команду, за которую выступает. Его соотечественник Вагнер Лав по приезде в страну шапок-ушанок и матрёшек посулил забивать по три мяча за игру. Дуду слов на ветер бросать не стал: «Ничего такого обещать не буду. Но можете быть уверены: выходя на поле, постараюсь показать всё, на что способен».
И попробовал бы не показать! Газзаев требовал от своих подопечных полной отдачи, ленивых не переносил на дух. Так что, дабы не потерять место в составе, бразилец, не колеблясь, трудился до седьмого пота и, даже когда было тяжело, на тренера не сетовал. «Газзаев оказался замечательным наставником. Я многому у него научился не только как у тренера, но и как у человека», — признавал футболист.
Так в 2005 и 2006 годах он выиграл с ЦСКА золото российского первенства, а в 2007-м завоевал бронзу. В начале 2008 года к игроку вплотную стал проявлять интерес «Гремио»: бразильский клуб был намерен арендовать у армейцев Дуду до окончания сезона. Сам хавбек был тоже далеко не против того, чтобы вернуться на родину и попытаться завоевать место в своей национальной команде, однако руководство красно-синих наотрез отказалось от сделки, чем немало разочаровало своего футболиста.
Чемпионат в результате Дуду всё равно сменил, только вместо бразильского летом 2008-го он отправился в греческий. В начале августа переговоры с «Олимпиакосом» увенчала договорённость о трансфере суммой в шесть миллионов евро.
Вместе с тем с периодом, проведённым в рядах ЦСКА, трёхкратного обладателя Суперкубка России и двукратного Кубка страны по сей день связывают самые приятные воспоминания. Более того, сейчас, спустя четыре года, Дуду отнюдь не отказался бы снова надеть на себя красно-синюю форму. Просьбу бразильца о тренировках бок о бок с армейской командой уважили, однако о подписании очередного контракта руководство клуба пока что молчит.
Старый номер Дуду отдан другому новобранцу ЦСКА — Расмусу Эльму. Но это, впрочем, не ставит крест на надеждах бразильца. Эльм — типичный центральный полузащитник, в то время как Дуду может сыграть и опорника, что в отсутствие покинувших команду Евгения Алдонина и Дейвидаса Шембераса могло бы прийтись очень кстати.
Автор: Ксения Черных