Вчера для ЦСКА был неудачный день. Мало того, что уступили, потеряв первую строчку в таблице, так еще и лидера потеряли. Полузащитник Алан Дзагоев, вспылив после жесткого подката защитника «Динамо» Люка Уилкшира, ударил того по лицу. Удаление и перспектива пяти пропущенных матчей… Почему сорвался Алан?
Валерий МАСАЛИТИН, форвард ЦСКА 1980‑х годов:
– Наверное, поступок Алана связан с душевным равновесием. Не понравилось ему, что соперник грубо сыграл, ударил сзади по ногам. Защитник должен играть жестко. В таких ситуациях надо быть готовым к подобному и действовать хитрее. Алану не хватило опыта и выдержки. На протяжении игры Уилкшир не раз фолил на Алане. Когда тебя долбят весь матч, чтобы вывести из себя, надо терпеть и отвечать на это голами, ведь Дзагоев – игрок основного состава ЦСКА и сборной страны. Сыграно десять туров, а Алана уже дважды удаляли с поля. Это перебор. Обычно после свадьбы все успокаиваются, но у Алана все наоборот.
Алан только недавно отбыл дисквалификацию, начал набирать форму, впереди матчи за сборную (против национальных команд Португалии и Азербайджана. – Прим. ред.), а теперь останется без игровой практики. Это можно объяснить только его возрастом. Как-то по-мальчишески получилось. Подвел и клуб, и национальную команду.
Валерий РЕЙНГОЛЬД, форвард «Спартака» 1960‑х годов:
– Разбалованная сегодня молодежь. Вряд ли Дзагоев поступил бы так три-четыре года назад. Наверное, тогда он вел себя, как цыпленок, сейчас зазвездил парень. То, что он сделал – хулиганство. Футбол – это балет что ли? Я внимательно посмотрел этот момент. Цапнули его, шла обоюдная борьба. Что там такого случилось? Подбежал и ударил человека в лицо. Это полное безобразие и распущенность! Вот почему у нас и возникают такие конфликты. Сейчас Дзагоев, до этого безобразно, по-жлобски вел себя Денисов, Кержаков нос задирает. Ребята, лучше в футбол играйте! Мы, болельщики, ждем от вас игры. Будьте попроще. Обратите внимание: судья свистит, фиксирует нарушение правил, а игроки на него бросаются словно звери.
Вы что, обалдели, чему вас в клубе учат? У вас есть тренер по воспитательной работе? У нас в командах работали такие специалисты. Начальник команды нам говорил: «Если арбитр свистнул, то никаких разговоров. Он никогда не изменит своего решения. Всю энергию оставьте на игру».
Евгений ЛОВЧЕВ, обозреватель «Советского спорта»:
– Не устану повторять – в ЦСКА все спокойно до того момента, пока есть результат. Если его нет, команда теряет управление, и тренер становится игрокам не указ.
С другой стороны, я бы посмотрел на эпизод шире. Наш футбол стал минным полем, когда не знаешь, где рванет, где и кто подорвется… Вроде все гладко, а потом – раз, и скандал! В «Зените» вроде бы все гладко, а потом эта история с Денисовым, Кержаковым.
В начале 90‑х казалось, что нашему футболу не хватает только денег – дай их, и придут результаты, все наладится. Вот деньги пришли, вроде бы и результат кой-какой появился, а совершенно дикие истории раз за разом происходят. Притом бунтует молодежь. Почему это никто с Денисовым сладить не может, кто ему вообще указ? Вроде Дзагоев говорил недавно, что все понимает – нельзя бить соперника, ругать тренера. А тут снова срывается…
Наш футбол стал жить по принципу бизнеса – «Все хорошо, что приносит деньги», но оказалось, что в футболе-то как раз это и не проходит, тут другие законы.
Ситуация дикая – каждый тур случается какая-то дурь, и мне приходить комментировать не футбол, а какие-то проступки подростков. Не премьер-лига, а детская комната милиции. Тот ударил, этот подрался, третий больше денег на завтраки просит…
Почему так? Да потому что деньги шальные. Нет прозрачности – откуда что пришло, куда уйдет… И при этом я раз за разом слышу от руководителей – надо начинать жить цивилизованно. Ну, так начните!
Александр ТАРХАНОВ, тренер:
– Там ведь в моменте Уилкшир прилично ему въезжал, может, это повлияло. Может, схема не так работает… Но все равно Алану надо себя сдерживать, он ведь футболист сборной. Сейчас много говорят о том, как быть Капелло – ведь у Дзагоева не будет игровой практики. С другой стороны, он пропустит только один тур, да и в матче с Израилем Капелло Алана не поставил в основной состав. Но, повторюсь, как бы не били, надо держать себя в руках – уже второе удаление в первых 10 турах. Как я держался? Во-первых, в наше времени, когда били по ногам, все же извинялись – хоть какая-то компенсация. Во-вторых, я старался улыбаться, обезоруживая защитника. И в-третьих, самое главное, отвечал игрой. Вот и получилось, что за всю карьеру у меня только одна желтая карточка. Хотя били прилично…
Андрей ЧЕРВИЧЕНКО, экс-президент «Спартака»:
– Алан – молодой, горячий, кавказский парень. Его сзади ударили по ногам. На нем нарушили правила, он не выдержал. Все бывает. Раньше у него была условная дисквалификация, а теперь все будет совсем печально. Все в жизни надо проходить и это тоже. В следующий раз он сто раз подумает, стоит ли отвечать на провокацию. Сорвался человек, бывает. Считаю, что Уилкшир за свой удар был достоин большего, нежели желтой карточки. Это была откровенная провокация. Не вижу разницы, чем бить соперника. Бьешь ли оппонента кулаком, или по ногам, все равно умышленный удар карается удалением.