В футбол Алан Дзагоев играет по-прежнему на загляденье. Но второй срыв за два месяца – это уже тенденция.
Два последних тура чемпионата России предъявили нам двух совершенно разных Аланов Дзагоевых. Первый, большой мастер, прибыл в Нижний Новгород на матч с "Волгой" словно прямиком из Польши, с Евро-2012, и сочинил два классных гола, один из которых, в падении через себя, не забудется ещё долго. Второй Дзагоев, нервный и вспыльчивый, явился на "Арену Химки" как будто из июльской Перми – и в матче с "Динамо", как и против "Амкара", схватил вторую прямую красную карточку в этом сезоне. Вернее, не сезоне даже, а его трети!
Сейчас все будут говорить только о второй, тёмной стороне дзагоевской натуры – вот, к примеру, бескомпромиссный Александр Бубнов (сам, надо сказать, по манерам не академик Лихачёв) уже назвал его "шпаной", напрочь забывая о первой его стороне. Что тоже несправедливо, потому что происходящее с Аланом не укладывается в этакую плоскую, чёрно-белую схему: был, мол, талант, да сгубил его "звездняк". Сам-то футбол, который по-прежнему нередко показывает Дзагоев, этот примитивный стереотип развенчивает!
Будь на дворе советские времена, про перерождение Дзагоева после Перми и Химок непременно был бы написан едкий фельетон где-нибудь в "Комсомольской правде". Непременно была бы выстроена логическая цепочка из трёх событий, ведь чуть больше чем за год до Перми был ещё нашумевший эпизод в финале Кубка России против "Алании" в Ярославле. Леонид Слуцкий тогда заменил Дзагоева, и тот, уходя с поля, позволил себе оскорбительное высказывание, которое напрочь отравило тренеру радость от первого в его карьере трофея на высшем уровне. Слуцкий отправил Алана в молодёжный состав, и только после принесённых извинений футболист был амнистирован. Для 22 лет многовато инцидентов набирается – правда, если не учитывать, что Дзагоев беспрерывно играет в первой команде ЦСКА с 18…
Что же происходит с нашим самым ярким молодым футболистом? Всё-таки когда игрока созидательного плана удаляют второй раз за два месяца, абсолютной случайностью это быть не может. Нет сомнений, что никаких амнистий от КДК, как после Перми (где он "отсидел" два матча из четырёх, после чего вернулся на поле на условиях испытательного срока), теперь не будет, и у Алана появится время покопаться в себе.
Во-первых, обстоятельства его удалений говорят яснее ясного: он ненавидит проигрывать. В Перми он сзади врезался двумя ногами в Васильева при счёте 1:3. В Химках отмахнулся от влетевшего ему перед тем в ахилл Уилкшира при 0:2. Дело оба раза было во вторых таймах, игра не шла, футболист был заведён. Что его, впрочем, совершенно не оправдывает: никакая ненависть к поражениям в такие формы выливаться не имеет права, пусть даже Уилкшир, по словам Алана, дважды грубо атаковал его в первом тайме…
Но в чём он прав – так это в словах, что дай судьи до перерыва австралийцу острастку, после перерыва тот бы так не разошёлся. Вы видели, как Уилкшир отреагировал на случившееся? Когда Дзагоева удалили, он широко улыбался и крутил пальцем у виска. То есть вёл себя как удовлетворённый своим поступком провокатор, который сознательно шёл к своей цели и добился её. Эта радость сказала о многом – и симпатий к Уилкширу, мягко говоря, не добавила. Хотя сказать, что его фол смотрелся преступно грубо, было бы, по правде говоря, преувеличением.
Бубнов, заявив, что на поле Дзагоев ведёт себя как шпана, тем не менее верно подметил: "Когда Алан даёт интервью, то производит впечатление культурного, образованного человека". И мне сразу вспомнились две его пресс-конференции на Евро-2012 – после матча с Чехией и накануне встречи с Грецией. Обычно игроки, приходящие на подобные встречи с журналистами, ограничиваются парой-тройкой пустых фраз, но в Дзагоева там влюбились все иностранные репортёры. И речь у парня отлично поставлена, и мысли он излагал умные, и самооценку даже после больших успехов демонстрировал правильную. Например, в ответ на комплимент от зарубежного коллеги по поводу двух блестяще проведённых им матчей заметил: "Не считаю, что оба матча хорошо отыграл. Да, во втором забил, но терял много мячей". А это было в самый разгар короткой, увы, "дзагомании" на чемпионате Европы…
Так вот, ключ к тому, что происходит с Дзагоевым сейчас, я нашёл на той самой пресс-конференции перед матчем Россия – Греция. Его спросили об отношении к интересу со стороны многих солидных европейских клубов. Алан отреагировал непосредственно: "Конечно, желание уехать поиграть в Европу у меня есть. Но это всё будет потом. А пока я должен делать свою работу здесь".
В Европу его, однако, никто не отпустил: действующий контракт у Дзагоева до 31 декабря 2015 года, рыночную стоимость сайт transfermarkt.de оценивает в 25 миллионов евро, а ЦСКА, надо думать, ещё выше.
Мой коллега из "Спорт-экспресса" Александр Беленький, великолепно пишущий о боксе, накануне недавнего боя между Александром Поветкиным и Хасимом Рахманом побывал в лагере российского боксёра и определил его состояние меткими словами "мир на душе". В какую отбивную Поветкин днём позже превратил Рахмана, многие из вас, думаю, видели. Беленький оказался на 100 процентов прав.
Так вот, сдаётся мне, что как раз у Дзагоева нынче мира на душе нет. Он, как видим, не скрывает, что хочет в Европу. ЦСКА он отдал уже многое, постоянно играя в основном составе с лета 2008 года. Похоже, его амбиции заставляют его смотреть на Запад – а с момента вылета "армейцев" из еврокубков в особенности. Делёжка первого места в списке снайперов Евро ещё никем не забыта, но парень понимает, что с каждым месяцем она всё дальше уходит в прошлое, а подогревать интерес к себе классной игрой в Европе возможности больше нет…
Кроме сборной, конечно. Но и тут не всё так просто. Начиналось всё при Фабио Капелло для него вроде бы сказочно – на крыльях своей игры в Польше он забил единственный наш гол Кот-д’Ивуару. Но достаточно ранняя замена в первом официальном матче с Северной Ирландией стала для хавбека неприятным сюрпризом. Правда, я не слишком верю в версию, если не ошибаюсь, Евгения Ловчева, будто невыход Дзагоева на матч в Израиле объяснялся неким лёгким жестом недовольства, сделанным во время замены в игре с Северной Ирландией. Ничего ярко выраженного, в отличие от эпизода со Слуцким, там не было.
Причины той замены были игровые, и несколько дней спустя Капелло наглядно показал, что незаменимых у него нет, неожиданно для всех оставив Дзагоева на лавке. Команда выиграла с крупным счётом, и теперь никаких гарантий выхода Алана против Португалии (где как раз и нужно проявлять себя во всей красе!) нет. С учётом ещё и еврокубкового голода, это, без сомнения, добавляет Дзагоеву нервозности.
Это искренний человек, который, помнится, плакал в раздевалке сборной после своего первого матча за неё – того самого, в Дортмунде против Германии, когда при счёте 1:2 его удар на исходе матча пришёлся в штангу. Большие контракты не изменили его, и происходящее с ним на поле он переживает всё так же остро. Темперамент порой переливается через край и выходит ему боком.
Но те, кому невтерпёж заклеймить Дзагоева, – а таких, уверен, найдётся с лихвой, поскольку самых ярких и "мочат" вдвойне сильнее! – должны помнить об одном. Этот молодой человек в свои 22 уже многое сделал для страны. Забил, например, решающий гол отборочного цикла Евро-2012 в Словакии, а затем был безусловно лучшим в команде собственно на турнире в Польше (который прошёл всего три месяца назад). И в национальной команде, и в клубе он демонстрирует ценнейшее качество — способность показывать свой максимум в главных матчах. Помните, например, голевой чудо-пас пяткой на Думбия на исходе стартового матча прошлой Лиги чемпионов в Лилле?
И этого Алана мы ещё обязательно увидим. Уверен в этом, потому что при всех своих дисциплинарных заскоках в футбол он хуже играть не стал. А мозги ему сейчас, не сомневаюсь, вправят дисквалификация (явно не одноматчевая) и серьёзнейший штраф в ЦСКА. Которому в то же время следует задуматься, отчего срывается его ведущий игрок Дзагоев.
Игорь Рабинер