Евгений Леннорович часто говорит в интервью, пусть и без конкретики, про свой бизнес, которым надо заниматься в сложных экономических реалиях нынешнего времени, и болельщики ЦСКА отлично понимают, что речь идет в первую очередь вовсе не о клубе ЦСКА, а о собственности президента клуба на Украине. Понятно, что доходы от основного бизнеса позволяют Гинеру, наряду с прочими акционерами клуба, содержать команду. ЦСКА же можно назвать и любимым детищем Гинера, и его дорогой к известности, ведь мало кто, разве кроме околофутбольной общественности знал такого бизнесмена с украинскими корнями, но в самую последнюю очередь именно бизнесом, точнее бизнес-проектом лучшего российского спортивного топ-менеджера.
Посудите сами. За десятилетие Гинера во главе ЦСКА, клуб собрал всевозможные трофеи, сделал себя имя в Европе, но с точки зрения инфраструктуры практически остался все тем же ЦСКА конца 90-х начала 2000-х годов, у которого за душой практически ничего не было. Многие болельщики ЦСКА со стажем, наверное, помнят про обещания Минобороны в конце прошлого века возвести еще одну трибуну на Песчанке и чем все закончилось? Да ничем. Правда, поддержку все же оказывали символическую, сгоняя на матчи на одну из трибун солдатиков для видимости.
По сути у ЦСКА на данный момент времени есть набор сильных игроков, автобус в собственности, детско-юношеская школа и земля в центре Москвы под стадион, правда ситуация со строительством последнего растянулась уже на 5 с лишним лет и конца и краю этому пока нет. База в Ватутинках по-прежнему принадлежит большому ЦСКА. Остальные составляющие большого футбольного клуба- к коим можно отнести и ЦСКА- например, такие как фирменные магазины атрибутики, заполненные трибуны в каждой игре и прочее, находятся в клубе как и десять-пятнадцать лет назад в зачаточной стадии.
Магазин на Ленинградке – просто позор для команды такого уровня, как по количеству и разнообразию предоставляемой атрибутики, так и качеству обслуживания сонных продавцов. Причем руководство не особо торопится что-то изменять в этом направлении. Хотя за примером удачного футбольного бизнеса в данном направлении далеко ходить не надо. В том же Зените мерчендайзинг находится на самом высоком уровне для нашей страны, клуб зарабатывает приличные деньги на атрибутике и сопутствующих товарах, прилично пополняя свой бюджет.
Неужели ЦСКА помешали бы деньги от продажи атрибутики на качественно ином уровне? Что мешает, точнее мешало ЦСКА открыть в столице хотя бы один магазин, достойный называться фирменным магазином ЦСКА? Клубу не нужны деньги? Слабо в это верю. Гинер как-то обмолвился, что у него не доходят руки до этого направления, но тогда спрашивается, чем занимаются другие господа в клубной структуре, например такие как Зарубьян и Бабаев? Последний запомнился пока что больше необдуманными интервью после ряда матчей, которые руководитель такого уровня должен думать прежде, чем давать.
Ситуация с посещаемостью домашних матчей тоже практически не меняется. Как ходило на армейцев 8-10 тысяч, так и ходит. Причем волну популярности ЦСКА в стране после побед в Чемпионате, Кубке России, наконец выигрыше Кубка УЕФА, руководство клуба откровенно проворонило, никак не улучшив свою инфраструктуру.
И сейчас сам клуб не торопиться изменить ситуацию в лучшую сторону. Работа с болельщиком как не велась, так и не ведется. Можно прийти к простому выводу, что ЦСКА проще заплатить практически после каждой игры по 200-300 тысяч рублей штрафа за мат, пиротехнику на трибунах, нежели чем направить эти же деньги на действительно работу, а не ее иллюзию, с разной категорией болельщиков, включая фанатов.
Я понимаю логику Гинера, когда он многие изменения привязывает к постройке стадиона, но сам стадион не решит всех проблем. У ЦСКА не вырастет ни с того, ни с чего посещаемость до 20 тысяч на каждом матче, если, конечно, только в клубе на научатся клонировать наиболее активных болельщиков. Ведь с ними – болельщиками - надо было начинать работать еще вчера. Отвадить от стадиона несложно, а вот вернуть на него, пусть даже и на свой собственный, задача не из легких.
Вот тут я и перехожу к основному посылу сего материала. На основании перечисленных фактов можно сделать лишь один вывод, что Евгений Леннорович и не стремился сделать ЦСКА бизнесом, видно уверовав, что в российских экономических реалиях клуб не сможет зарабатывать приличных денег для существования без донорства извне. Поэтому клуб и остается скорее достаточно дорогой игрушкой для акционеров, но уж точно не серьезной бизнес-структурой, способной зарабатывать самостоятельно для удовлетворения серьезных финансовых запросов. Понятно, что есть аспекты, которые тоже сказываются на доходах клуба, например, смешной контракт с телевидением, но на эту ситуацию ЦСКА может повлиять в значительно меньшей мере, чем на собственную.
Поэтому я думаю, что неспроста в последнем интервью Максу Квятковскому Гинер заговорил о переменах в работе клуба. Надеюсь, что эти перемены захватят не только структуру клуба, повысив эффективность работы каждого менеджера, но и выведут клубную инфраструктуру со временем на уровень, достойный звания топ-клуба не только по истории и титулам..