Бывший хавбек армейцев Рамон около пяти лет назад, когда только переехал из Бразилии в Россию (его трансфер оценивали в 6 миллионов евро), считался большим талантом. Но его карьера в России пошла по нисходящей. ЦСКА, аренда в «Крыльях», Япония, бразильские клубы…
Звонок корреспондента «Советского спорта» застал парня в статусе игрока клуба четвертого (!) бразильского дивизиона. Но Рамон надеется, что не закончит свою карьеру у пивного ларька…
В бразильской прессе я не могла найти ни малейших упоминаний об этом талантливом чудаковатом парне. А как хороша была его техника и как странновата каждая его новая прическа…
И вдруг – заметка про то, что Рамон подписал договор с клубом четвертого бразильского дивизиона «Ремо». Там полузащитника считают звездой, а в контракте прописаны отступные в 2 миллиона евро!
«РАНЬШЕ СВОБОДНО ГОВОРИЛ ПО-РУССКИ»
– Привет! Как дела? – слышится в трубке задорный голос Рамона, только завершившего утреннюю тренировку. Похоже, худшие дни в карьере 24‑летнего полузащитника позади.
– Вы еще не забыли русский?
– Я же знал, откуда звонят, хотел блеснуть, – смеется бразилец. – Вообще-то раньше свободно говорил по-русски, а сейчас помню отдельные слова. Мне понравилось в России, в Москве. За год я выучил язык, надо мной даже смеялись, что предпочитаю чужую речь родной. Подзабыл русский только в последнее время – я же год провел в чемпионате Японии (Рамон выступал за «Консадоле Саппоро» в 2012 году. – Прим. ред.).
– До ЦСКА вы играли в бразильских топ-клубах – «Атлетико Минейро» и «Коринтиансе». Почему решили уехать в Россию в 19 лет?
– Предложение ЦСКА было заманчивым. Зарплату посулили в разы выше той, что я получал в Бразилии. Хотелось помочь семье, да и попробовать свои силы в Европе.
– А кто общался лично с вами, уговорил подписать контракт?
– Тогда в Бразилию приехал Валерий Газзаев. Мы поговорили, он рассказал о клубе. И я согласился.
– В то время в ЦСКА, помимо вас, играли еще четверо бразильцев – Вагнер Лав, Жо, Карвалью, Дуду. Вы явно не чувствовали себя одиноким…
– Парни мне очень помогли. Проблем не было, разве что год привыкал к холоду. Да и скучал по семье.
– Что делали пять бразильцев в свободное от футбола время?
– В Москве столько развлечений, – смеется Рамон. – Мы часто собирались в ресторанчиках или ходили в гости друг к другу. С Вагнером и Жо обычно готовили мясо. Вы же знаете, как все бразильцы его любят.
– А посещение ночных клубов входило в программу досуга?
– Иногда, – признает бразилец. – Но мы обходились без алкоголя. Да и не сидели до самого утра.
– Почему у вас не получилось в ЦСКА?
– Дебют был отличным, я много играл в первый год. Но потом пошли травмы. Из-за них лишился места в составе и так и не смог его снова завоевать. Почему? Возможно, на меня больше не рассчитывали.
«ЯПОНИЯ И РОССИЯ – РАЗНЫЕ МИРЫ»
– В 2009‑м вас отдали в аренду во «Фламенго». Почему вы и там себя не проявили?
– В меня не верили. Тренер редко ставил в состав, я мало играл. Не понимаю, зачем вообще им понадобился.
– Не было ли это связано с лишним весом? Ведь такие проблемы были?
– Да, одно время я набрал лишних 4–5 килограммов. Все потому, что не тренировался. Но скинуть их уже было непросто. Пришлось усиленно заниматься в тренажерном зале и совершать ежедневные пробежки.
– С 2010 года о вас ничего не было слышно. Что делали все это время?
– Мы договорились о расторжении контракта с ЦСКА, а потом я сменил несколько клубов. Сначала уехал в Японию, затем вернулся на родину и подписал контракт с «Баией». Через год перешел в «Наутико». Потом снова перебрался в Японию.
– В Бразилии писали, что из «Баии» вы ушли спустя несколько месяцев из-за личных проблем.
– Неправда, я провел в команде полный сезон, выступал в чемпионате Бразилии. К сожалению, играл нечасто, поэтому сменил клуб.
– Понравилось ли вам в Японии?
– Там спокойно. Страна отличается от России. Люди очень образованные, вежливые, уважительно относятся к бразильцам.
– А в России к вам относились неуважительно?
– Вы же знаете, что среди болельщиков есть расисты. А в Японии я не сталкивался с уханьем и гадкими кричалками в адрес темнокожих футболистов.
«НИКАКИХ ПРОБЛЕМ С АЛКОГОЛЕМ И НАРКОТИКАМИ»
– В 2010 году президент ЦСКА нелестно о вас отозвался, сказав, что вы закончите с футболом у пивного ларька.
– Не хочу отвечать в похожей манере, ЦСКА уже в прошлом. Я благодарен президенту за то, что хорошо ко мне относился в то время. Не согласен со словами Гинера, но уважаю его мнение. Президент клуба волен говорить все, что захочет. Больше о ЦСКА мне сказать нечего.
– Но ходило много слухов о том, что у вас проблемы с алкоголем и даже наркотиками…
– Если б это было правдой, я бы уже не играл в футбол, а сидел в пивной, – усмехается Рамон.
– Многие футболисты, в числе которых известный форвард Адриано, признаются, что иногда игроки, получив первые большие деньги, связываются со, скажем так, плохими людьми. С вами такое было?
– Случались и плохие времена. Но родные помогали, не давали сбиться с пути. А от ненужных людей ограждал брат Майк. Близкие не очень хотели, чтобы я уезжал в Россию. Но деньги решают многое. Признаю, в ЦСКА у меня не получилось, но я пережил тот период и теперь снова счастлив. Не все в жизни измеряется деньгами.
– Вам всего 24 года. Какие перспективы?
– Уверен, что не раскрыл свой потенциал до конца. Я совершил несколько ошибок, когда-то сделал неправильный выбор, но все это осталось в прошлом. В этом году попробую проявить себя в «Ремо» и перейти в клуб посильнее.