В товарищеских матчах, проходящих обычно без шумовой зрительской поддержки, появляется редкая возможность расслышать все тренерские указания с бровки. Что позволяет разгадать тайный замысел команды на игру. В первом матче ЦСКА на турнире «Копа дель Соль» против норвежского «Русенборга» Леонид Слуцкий, руководя своими подопечными, был требователен и привычно интеллигентен, не проронив ни одного нецензурного слова.
ЦСКА провел образцовый товарищеский матч, предоставив игровую практику 22 футболистам. В первом тайме играл основной состав, а во втором – дублирующий, разбавленный Щенниковым, Цауней и Тошичем.
Удивило то, что после перерыва армейская молодежь не просто сохранила тактический почерк, но даже взвинтила темп. Игроки упражнялись в быстром пасе накоротке, тренировали высокий прессинг после потери мяча и оттачивали компактность своего построения.
«Ближе! Ближе!» – взывает к опорникам и атакующим хавбекам наставник армейцев. «Давай-давай!» – требует он самоотдачи от всех без исключения. Именно эти слова Слуцкий употребляет чаще всего. А кроме них – богатый перечень футбольных глаголов: «сужать», «открываться», «поджать», «выдвигаться», «гнать», «бежать», «отрабатывать», «не терять», «зацепиться».
Редкий для телетрансляций случай: главного тренера слышно, но не видно. Обычно бывает наоборот.
Указания Слуцкого адресуются всем футболистам. «Поджимайте отскок! Нетфуллин пролетает – и огромная зона образуется!» – вносит коррективы наставник армейцев в действия средней линии. «Спокойно, Жора!
Посади Ефрема ниже!» – сигнализирует он связке Щенников – Ефремов во время сбрасывания аута. «Зоран, ты живой? Заморозить тебе?» – вопрошает получившего небольшое повреждение Тошича. «Ты правильно открывался, молодец!» – уже подбадривает не успевшего к мячу Панченко.
Ни хамства, ни оскорблений, ни малейшего намека на грубость. Впрочем, ЦСКА показывает настолько содержательную игру и, по всей видимости, полностью реализует поставленные перед собой задачи, что использовать «крепкое словцо» нет необходимости. Да и матч-то товарищеский.
Товарищеский, но не рядовой. Матч, в котором за армейцев заново дебютирует вернувшийся из Бразилии Вагнер, по определению не может быть таковым. Событие-то знаковое! Первый тайм, словно машина времени, переносит нас и в прошлое, и в будущее одновременно. Он являет миру возрождение могучей связки Вагнер – Думбия.
«Ничего, Вагнер, ничего!» – поддерживает Слуцкий своего бразильца, когда тот на ровном месте теряет мяч. Тренер понимает: Лаву необходимо время на адаптацию. Да и косички еще не приобрели нужный цвет…
На второй тайм армейцев выводит Рахимич с капитанской повязкой. Элвер, чей нынешний статус включает в себя обязанности и футболиста, и тренера, занимает место в центре обороны.
«Хорош, Папа!» – не скупится на похвалу Слуцкий, когда Рахимич выигрывает верховое единоборство. Любопытно, что Папой ветерана ЦСКА именуют не только игроки, но и сам главный тренер.
Люди, не разбирающиеся в футболе, часть завуалированных реплик Слуцкого вряд ли расшифровали. Кричит себе и кричит. Слава богу, хоть без мата! А кто-то наверняка и вовсе не нашел в этом ничего диковинного. Но настаиваю: главная ценность таких матчей в том, что футбол можно не только смотреть, но и слушать.
А может, подобная практика применима и в нашем чемпионате? Поставить микрофоны рядом с главными тренерами и выставлять на всеобщее обозрение их ораторские способности. Вот и появится столь необходимый элемент шоу, которого нашей премьер-лиге так не хватает. Ну, хуже точно не будет.
Вот только в этом случае многие рискуют открыть для себя неприятную правду: вдруг окажется, что матом ругаются не только фанаты, сидящие за воротами. И ругаются так искусно, что многие из трибунных ораторов позавидовали бы! Ведь не все представители нашего тренерского цеха готовы вести себя в рамках приличия.