В субботнем pre-party сезона-2009 многое случилось впервые – Суперкубок впервые не достался действующему чемпиону страны, Зико завоевал свой первый трофей в России, а 30-летний Дейвидас Шемберас и 19-летний Томаш Нецид забили свои первые голы за ЦСКА. Армейцам потребовалось четыре тайма, чтобы сломить сопротивление «Рубина» и заполучить свой первый кубок в новом футбольном году.Во втором часу субботнего дня внутри лужниковской чаши бурлила предпраздничная суета. Бодрый массовик-затейник, прохаживаясь вдоль беговых дорожек, окаймляющих поле, старался спровоцировать фанатов обеих команд на скандирование чего-то тривиального вроде «ЦСКА, вперед» и «Рубин, давай!». Динамично подтягивавшаяся на трибуны разночинная публика взаимностью не отвечала – собственных оригинальных зарядов что казанцы, что армейцы припасли достаточно и рвать глотки почем зря эти ребята явно не собирались.
В журналистском же сообществе превалировало опасливое смятение. Пронизывающий северный ветер омрачал предвкушение футбольного праздника, а мысли о том, что суперкубковое действо затянется не только на церемонию награждения, но и, возможно, на пару таймов по 15 минут, хотелось гнать прочь. Гнусная погода обобщила чаяния казанских гостей, симпатизеров ЦСКА и хранителей клубного нейтралитета – всем им хотелось, чтобы команды Зико и Бердыева поделили трофей в основное время. Не зябнул только Виктор Гусев. Топ-комментатор «Первого Канала» грелся в лучах народной любви. Поднимаясь от кромки поля к пресс-центру, любимец рядовых болельщиков был настигнут миловидной почитательницей.
– Виктор, дайте автограф, пожалуйста!
– Конечно. А у вас ручка есть?
– Нет, но вы все равно дайте.
Досмотреть финал щекотливой сцены не удалось. Внимание переключилось на поле, где футболисты, почтив память безвременно ушедшего от нас Валерия Викторовича Брошина, взялись за выяснение отношений. Сразу же бросился в глаза диссонанс игровых тонусов. Армейцы изначально атаковали решительнее и целенаправленнее – на флангах дерзили Красич с Жирковым, подстегиваемые тягостной неторопливостью Салуквадзе и Квирквелии, а в центре хитрили Дзагоев с Вагнером, старавшиеся воспользоваться несыгранностью Наваса и Шаронова. Однако мечты армейцев о раннем голе разбились о могучего казанского кипера – Рыжиков тащил мяч отовсюду (из ближнего угла после удара Жиркова и из ног Вагнера, например) и преуспел до такой степени, что после матча даже удостоился персональной похвалы от Зико. Но вот перед сумасшедшим дальним выстрелом Шембераса спасовал и он – свой первый гол в составе армейцев Дейвидас, будто в сказке, ждал ровно семь лет. Литовский универсал оказался настолько ошеломлен своим подвигом, что после матча и слова не смог вымолвить – в отличие от чешского партнера, который, также забив дебютный гол за ЦСКА, на радостях аж по-русски заговорил.
Получив гол в раздевалку, казанцы крепко призадумались о своем поведении.
– До перерыва мы неграмотно перестраивались, – посетует на пресс-конференции Курбан Бердыев, – совершали тактические ошибки. Но после перерыва исправились.
В самом перерыве фанаты ЦСКА выступили с пакетом рацпредложений в адрес министра обороны. Анатолию Сердюкову, покусившемуся давеча на сохранность армейского спорта, болельщики посоветовали сразу несколько путей сокращения непрофильных расходов. Призыв «Экономьте на своих дачах» со стороны показался наиболее перспективным.
Во втором тайме главный тренер «Рубина» предпринял попытки убыстрить игру – до перерыва фланги у казанцев были совсем уж тихоходными. Выход Карадениза и Рязанцева ощутимо поколебал оборонительную уверенность хозяев – стал слишком часто грешить Щенников и один из его фолов привел к роковому штрафному, обрекшему армейцев на пропущенный гол, а всех собравшихся на трибунах – на дополнительные полчаса морозного времяпрепровождения.
Спасителем вконец замерзших зрителей попробовал было выступить Зико, синхронно бросивший в бой Карвальо и Нецида, но подкорректировавший имидж Даниэл, накануне, видимо, посетивший личного парикмахера Павла Мамаева, разместился на непрофильном правом фланге и привычной изящностью так и не блеснул, а 19-летний пражанин в основное время даже ни разу толком не выбрался на огневой рубеж, фланируя в районе штрафной площади казанцев. В овертайме Томаш подступился-таки к конкретике, загубив для раскачки пару верных моментов, а затем и забив победный гол. Карвальо, сместившись с правого фланга в центр, подправил мяч под левую ногу и, вспомнив молодость, эстетской передачей отыскал в штрафной юного чеха, которому потребовалось ровно два касания, чтобы отвертется от Шаронова и поразить ворота Рыжикова.
– На зимних сборах я мало использовал Нецида, – покаялся Зико после матча, – поскольку наигрывал состав на Кубок УЕФА, куда он не заявлен, а потому сегодняшний матч стал фактически дебютом Томаша в команде. Да, он не использовал несколько моментов, но в том и заключается работа нападающего – упускаешь один момент, другой, а потом непременно забиваешь. У него прекрасное будущее, и мы будем работать над тем, чтобы он безостановочно прогрессировал.
За восемь минут до нецидова гола случился инцидент, который, на взгляд казанского командора, предопределил исход игры. Карадениз получил вторую желтую за симуляцию, и Курбана Бекиевича в этой истории насторожили два обстоятельства – то, что турок вроде как и не особенно ратовал за пенальти, и то, что фол против него, по результатам беглого видеопросмотра, кажется, все же имел место быть. Обо всем этом Бердыев поведал в конференц-зале «Лужников», куда он, ясное дело, пришел не в лучшем расположении духа. Сезон команде предстоит тяжеленный – усилиться толком не удалось (вместо Лобонца, Пиенара, Гуисы и Куальяреллы пришлось утешиться Горбанцом, Быстровым, Калешиным да Навасом), а тут еще это обидное поражение.
Казанские журналисты подсыпали тренеру соли на свежую рану.
– Большой ли кредит доверия у Романа Адамова? – чувствовалось, что у людей наболело.
– Такой же, что и у остальных, – Курбан Бекиевич явно был не предрасположен искать виновников поражения среди своих подопечных.
Коллега Бердыева был более словоохотлив, обстоятельно и неизбито ответив на десяток поступивших вопросов – ну, разве что, слегка морщился от света телекамер. Прокомментировав эпизод с голом Романа Шаронова, Зико не проигнорировал даже реплику из зала: «Исправляться надо!»
– Да, сегодня мы пропустили, но потом исправились и победили. Жизнь как раз и состоит из ошибок и их исправлений...
Кажется, философ из Зико почти такой же способный, что и тренер.