Известный российский тренер, советник президента ЦСКА Валерий Непомнящий в интервью Sportbox.ru поделился мнением об иностранных специалистах, приезжающих работать в клубы премьер-лиги, а также высказал недоумение тем фактом, что отечественные тренеры не востребованы за границей.
- Российские клубы все чаще прибегают к услугам иностранных специалистов, причем чаще всего это касается физиотерапевтов. Чем это обусловлено? Неужели в нашей стране нет достойных кандидатов?
- Что касается спортивной медицины, то в советское время существовал лишь один факультет, готовивший специалистов в этой области. В российской структуре образования подобных аналогов, по-моему, нет. Есть опытные специалисты, которые многому научились в процессе работы, но академическое образование не у всех. Видимо, за границей этим вопросом занимаются давно и хорошо. Например, когда я работал в Узбекистане, у меня был физиотерапевтом итальянец, а в Японии — австралиец.
- Многие тренеры, приезжая работать в другую страну, привозят с собой тех, с кем уже работали раньше. Вы поступали так же или каждый раз формировали штаб заново?
- Где бы я ни оказался, всегда работал с теми, кого предоставляло руководство. Однажды в Китае пришлось нанять доктора, а в «Томи» — тренера вратарей, так как предыдущий ушел в другой клуб. А так, все службы, помощники были там до меня.
- Это ваша личная позиция?
- Нет, все зависело от задач, которые ставились — не только команду подготовить, но и тренерский штаб. Многие мои помощники после моего ухода возглавляли команды и работали успешно.
- В чем российские специалисты уступают иностранным?
- Буду банален: ничем не уступают. Поражает, что Андрей Гордеев не подходит на роль помощника главного тренера или что у Фабио Капелло такого человека нет. Я так понимаю, что иностранный тренер чувствует себя комфортно в окружении своих людей, своей команды. Но о чем думает работодатель? Главный тренер уйдет, а вместе с ним и весь штаб. Придется все заново строить.
- Как решить эту проблему? Руководство команды же не может заставить тренера набирать в штаб определенных людей.
- Делается это просто. При проработке контракта руководству не следует слепо подчиняться требованиям специалиста. Нужно говорить о задачах, в том числе и о формировании тренерского штаба. Например, рядом со мной всегда был человек, который мог обеспечить обратную связь с футболистами, персоналом, руководством. Некий товарищ, осуществляющий коммуникацию. У тех же японцев менталитет устроен таким образом, что с иностранцем они общаются неохотно, задают мало вопросов, а со своим соотечественником чувствуют себя комфортно. На каком-то этапе тренер должен развернуть местных специалистов, если они имеются, в свою сторону. Когда в коллективе нет единодушия, помощники могут вовсе и не помогать. Так что для меня самой главной задачей всегда был поиск контакта с людьми, с которыми работал.
- Не кажется ли вам, что некоторые зарубежные специалисты, приезжающие к нам, уровнем не превосходят российских коллег?
- Сейчас в России есть целая обойма специалистов, ни в чем не уступающая иностранным. Однажды у меня состоялся разговор с президентом одного из клубов премьер-лиги. Я спросил: «Почему приглашаете иностранных специалистов, а не российских?». Мне ответили: «Наши воруют». Ответ меня покоробил, но человек говорил искренне. Хотя, в подобную версию я сам не верю.
- А почему наши специалисты за границей не пользуются популярностью, если они иностранным ни в чем не уступают?
- Тут есть два момента. Первое: уже пройден тот этап, когда мы были востребованы. В советское время и на заре перестройки российские специалисты много работали за рубежом. Потом возникла необъяснимая для меня ситуация, и это прекратилось. Не знаю, в чем причина: то ли незнание языка сказалось, то условия у нас лучше стали. Не понимаю, почему хотя бы в странах ближнего зарубежья наши специалисты не популярны. В Прибалтике и на Кавказе уж точно смогли бы работать. Что касается меня, то за границу больше ни ногой. После стольких лет за рубежом хотелось побыть в России. И даже когда вернулся, предложения все равно поступали. Видимо, знают и помнят, хотя агента у меня не было. Были просто люди, которые помогали, но все решения принимал сам.
Василий Богданов,