В 1859 году Карл Маркс написал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Так и у президента ЦСКА Евгений Гинера за 8 лет бытие изменилось, что повлекло и изменение сознания. Тогда армейский клуб был отлично укомплектован российскими игроками, основа которых составляла сборную России, и глава «красно-синих» ратовал за довольно жесткий лимит на легионеров. Теперь братья Березуцкие и Сергей Игнашевич постарели, Игорь Акинфеев снизил свой уровень даже по сравнению с прошлым сезоном, а игроков их уровня на горизонте не видно. Да, есть талантливый Константин Базелюк, но не факт, что он сможет полноценно заиграть на уровне Лиги Европы и тем более Лиги чемпионов.
И вот Гинер выступает с предложением, начиная с сезона 2014/15 включать в заявку на сезон до 10 иностранцев, при этом иметь возможность использовать их всех одновременно на поле. Сейчас в основном заявочном листе армейцев 13 легионеров, но нехитрые подсчеты приводят к искомым 10: Кейсуке Хонда уходит в «Милан», Марк Гонсалес практически постоянно лечится, а Элвер Рахимич фактически уже не первый сезон является переходным звеном между игроками и тренерами, почти не появляясь на поле. Учитывая последнюю тенденцию «Зенита» и «Динамо», скупающих практически весь более или менее ликвидный футбольный «товар» с российскими паспортами, прозорливый руководитель ЦСКА решил не «бодаться» с ними в «гонке кошельков», которую в своем нынешнем состоянии его клуб, скорее всего, проиграл бы, а поступил мудрее. Если Гинер сможет пролоббировать свою задумку, то он девальвирует всю деятельность, развернутую в последний год конкурентами.
Тем придется тратить миллионы на контракты условных Кокорина и Смолова, а ЦСКА сможет довольно дешево покупать «Хонд и Фернандесов», чтобы затем с выгодой экспортировать их в Западную Европу. Последние выступления ЦСКА в Лиге чемпионов подтвердили, что с некоторыми российскими игроками невозможно ставить серьезные задачи. По удивительному стечению обстоятельств, в России, где играют значительно меньше, после 30 ветераны более выхолощены, чем их сверстники в других странах Старого Света, а подающие надежды никак не могут побороть свои бьющие через край эмоции. И в данном случае встает вопрос — зачем тратить больше, если результат одинаков. Например, «Андерлехт» клуб значительно более бюджетный, чем ЦСКА в его нынешнем виде. Но в итоге и у ЦСКА и у бельгийцев одинаковые 4 места в своих группах, а при этом у брюссельцев больше игроков, способных принести доход в клубную кассу.
Идея Гинера, даже с учетом ее практично-эгоистичных целей, разумна. Вообще уже давно хочется, чтобы наш клубный футбол нашел собственную нишу, где определяющим стала бы реальная оценка собственных возможностей, а не маниловщина с мечтами о ежегодных финалах Лиги чемпионов. Многие приводят в пример Англию, где как такового лимита не существует, а есть лишь ценз по количеству игр за сборную, который легко обходится (иначе бы, к примеру, за «Арсенал» не играл Микель Артета). Но нужно смотреть на ситуацию прямо: в России сейчас и через пять лет не удастся собрать игроков того же уровня, что есть в английской премьер-лиге. А если такая попытка будет предпринята, то обойдется она в запредельные расходы, которые противоречат какому-либо здравому смыслу. Поэтому оптимальным был бы выбор голландско-бельгийского пути, где местные клубы воспитывают игроков, вне зависимости от их национальной принадлежности, дабы затем заработать на их продаже.
Для них это единственная правильная экономическая политика, позволяющая оставаться «на плаву», а не тратить бюджеты целых областей ради выхода в плей-офф Лиги чемпионов. Краеугольным камнем споров вокруг лимита в нашем футболе становятся пресловутые интересы сборной. Но как контраргумент сторонникам лимита на иностранцев можно привести выступления национальных команд Голландии и Бельгии, чьи чемпионаты полны испанцев второго, а то и третьего эшелона, исландцев, венгров, поляков, датчан. В условиях конкуренции с «голодными легионерами» из этих чемпионатов выходят и свои футболисты, готовые для выступлений в ведущих клубах топ-чемпионатов. Поэтому не стоит пугать, тем, что из-за изменения лимита на легионеров в Россию хлынут потоки «неквалифицированных» игроков, которые по уверениям противников изменений, до этого едва ли вообще играли в футбол. Главное в другом, чтобы за селекцию в клубах отвечали действительно знающие люди, способные отличить таланта Гелора Канга от путешественника Флорана Синама-Поньоля. Но для этого уже нужно вводить лимит не на легионеров, а сложный ценз, проверяющий профессионализм руководителей клубов и работников селекционных служб.