В среду ЦСКА в напряженном матче со скандальной концовкой проиграл "Краснодару" и вылетел из Кубка России – турнира, победа в котором могла спасти сезон для армейской команды, имеющей лишь небольшие шансы на сохранение титула чемпиона страны.
Есть такое понятие – кубковая команда. Что оно подразумевает? В первую очередь некую характерную составляющую – волю, несгибаемость, боевитость. Типа "один за всех и все за одного". Здесь не так важно, какой футбол ты исповедуешь, какую схему предпочитаешь и как разыгрываешь "стандарты". Нужно просто настроиться на один за месяц-два матч и отдать ему все, что у тебя есть. Встать плотной стеной, сжать кулаки – и ни шагу назад. А там – будь что будет.
Не секрет, что в таких турнирах чаще побеждают те, кто лучше умеет биться, чем играть. Удача улыбается тому, для кого, как в той песне, за вратарской линией начинается пограничная полоса. Безусловно, футбол – не война. Но иногда он ею становится. Будь это не так, не выиграл бы "Тосно" у "Спартака", и не вылетели бы "Зенит" от "Тюмени", "Динамо" от "Салюта", а "Локомотив" – от "Ротора".
Впрочем, дух и порядок не всегда бьют творчество и класс. Когда играющие команды вспоминают о характере и тоже становятся бойцами, то просто бойцам приходится тяжеловато. И в большинстве случаев исход предсказуем. Потому-то и добрались до этой стадии ЦСКА с "Краснодаром" – два клуба, каждый из которых способен предложить зрителю свой, хорошо узнаваемый футбол. И при этом каждый из них при желании может лечь на поле костьми.
Именно это сочетание красоты футбола и ярости битвы мы увидели в эту среду вечером в Химках – в драматичном по содержанию, отчаянном по духу и зрелищном по форме поединке.
"Краснодар" показал, что умеет не только атаковать, играя в свое удовольствие, но и обороняться, не жалея ни себя, ни соперника. Помимо трех бразильцев, Мамаева и Широкова, в составе гостей запомнились и другие. В частности, добрые слова в свой адрес заслужил вратарь Синицын, не раз выручавший команду. Самоотверженно действовала скандинавская пара защитников Гранквист – Сигурдссон.
Порой даже слишком самоотверженно. Да, в отличие от армейцев Вернблума, Игнашевича и Березуцкого, шведско-исландский дуэт "Краснодара" обошелся без предупреждений, но из этого не следует, что играл он менее жестко. В конце встречи случилось сразу три неоднозначных эпизода, в которых Вилков принял сторону гостей. А уже на последних секундах Гранквист выносил мяч из своей штрафной вместе с телом Миланова – арбитр мог назначить пенальти и достать карточку, но не сделал этого. Учитывая то, как накалились страсти, решение Вилкова будут обсуждать еще долго.
Справедливости ради надо отметить, что возникали и поводы вынести второе предупреждение Вернблуму, который в своей манере несколько раз стелился в леденящих душу подкатах. Вилков же проявил выдержку, и финальный свисток команды все-таки встретили в полных составах.
В чем же именно уступил ЦСКА? По горячим следам ответить на этот вопрос едва ли возможно. У армейцев были видны и огромное желание, заставлявшее штурмовать владения соперника до конца, и футбол, позволявший создавать острые моменты (Синицын и каркас ворот не дадут соврать). ЦСКА не был сильнее "Краснодара", но, разумеется, армейцы ему ни в чем и не уступили. Стало быть, имеет смысл говорить об удаче, которая в конце прошлого сезона улыбалась команде Леонида Слуцкого широкой улыбкой, а в этом решила наградить кого-то другого.
теперь ЦСКА остается лишь броситься с головой в чемпионскую гонку. Выиграв кубок, клуб мог бы спасти сезон малой кровью. Не получилось. Значит, нужно засучить рукава и решать более серьезные задачи.