Из шести команд, возглавляющих турнирную таблицу, четыре по ходу сезона меняли тренера. Седьмая, «Амкар», проведя большую часть сезона со счастливой мыслью – как же ей с тренером в этот год повезло, – расстаться с ним была вынуждена. Именно потому, что повезло.
СЛУЦКИЙ САМ ПО СЕБЕ КАЧАЕТСЯ
Станислава Черчесова забрали в «Динамо». А туда в этом году столько народу позабирали, пока, правда, без особенного успеха, что клуб снова начинает ассоциироваться с милицией. С таким активным, но не особенно радивым отделением.
И вот это – чемпионская гонка, это борьба за самые высокие места. Вообще в истории чемпионатов СССР был лишь один случай, когда титул брала команда, менявшая на ходу тренера. Не то чтобы я хотел встать в позицию и высказать свое фе; но разобраться в этом очень хотелось бы. Необычно все-таки.
А потом думаю: дай-ка посчитаю, сколько вообще команд остались, так сказать, верны изначально сделанному выбору. Насчитал три из шестнадцати. Одна – «Локомотив». Ну, тут столько уже ошибались в этом вопросе, что страшно вспомнить. Другая – «Ростов». Вот тут можно применить давно известное правило, что стабильность в тренерской работе идет на пользу делу, ведь «Ростов» борется за выход в финал Кубка! Я когда это сочиняю, еще не знаю, как команда Божовича сыграет против «Луча», но ведь команда действительно симпатичная, и играет узнаваемо, и говорят о ней в этом году в основном хорошо. Видна система – вот и арендованные спартаковцы пришли, как к себе домой; а потому, что знали, кого брать и зачем.
Ну и вот третья команда – ЦСКА. Леонид Слуцкий в нашем футболе теперь главный старожил. И кресло под ним качается исключительно потому, что вот так непоседливо он в нем сидит. Говорят, Спаллетти запретил после игры ЦСКА в Лиге чемпионов на «Петровском» в будущем сдавать армейцам поле в аренду, потому что Слуцкий и ему кресло тоже раскачал.
ПОЧЕМУ НЕ ДОВЕРЯЮТ МОЛОДЫМ?
Что же из всего этого следует?
Да ничего особенного не следует. Просто вот интересно отметить, какова в нашем футболе текучесть кадров. При том, что кадров этих совсем, совсем мало. Российских тренеров-то и вообще по пальцам рук сосчитать не затруднишься. Вон на дефиците всех экспертов из программы «90 минут» разобрали. А уж сколько денег Михаилу Гершковичу перепало в виде налога на тренеров-иностранцев! А сколько еще перепадет!..
И все это происходит еще и на волне стойкого недоверия к новым лицам. Нет слов, Александр Тарханов выступил в «Урале» со своей зимней реконструкцией на удивление круто, но вот кто мне сможет объяснить – зачем тогда «Урал» первоначально делал ставку на молодого Олега Василенко? Согласитесь, странно приглашать молодого специалиста и гнать его при первой же опасности. Василенко ведь ни в коем разе не провалился, да, команда балансировала на грани вылета, но чего было и ожидать от дебютанта с небольшими финансовыми возможностями? А сейчас, повторюсь, Тарханов молодчина, но, например, защитники-то центральные новые. Нашли, значит, ресурс-то. А вот с Тумасяном и Вьештицей, при всем уважении к ним, и у Тарханова не получилось бы оборону склеить.
Так, может, и Василенко с укрепленным составом справился бы?
КТО ВЕДЕТ ОТБОР?
Калитвинцев тоже был новым лицом. Но там другая история, в «Волге» история про отсутствие денег. Кстати, тоже тема, обострившаяся в этом году, – разорившихся в той или иной форме команд было больше обычного; и «Алания», которую мы потеряли, и Нальчик ждет решения своей судьбы по окончании сезона, и вот теперь «Волга» влипла в долги и станет их жертвой скорее всего. Кстати, «Волга» выбирала Калитвинцева из очень широкого круга именно что достаточно молодых тренеров, и теперь сделала ставку на Андрея Талалаева. Но это в «Урале» позвали нового тренера на пожар и погасили, а в «Волге»-то проблема была совсем другая, и она осталась. Талалаев приехал, проиграл в первом матче и сразу пошел давать большое телеинтервью. Ну, мне кажется, что если бы он пошел к команде сначала, это сильнее указывало бы на его способность, а главное – готовность сплотить разочарованную собой и безденежьем команду. Но интервью, конечно, важнее.
А в «Рубине», меняя тренера, решили, что главным критерием должно стать все-таки то, чтоб он был татарином. И чтобы свои воспитанники играли; у Бердыева этого не происходило. Теперь команду опустили до уровня её воспитанников, они играют, место низкое – видимо, все рады.
Вы, наверное, ждете от меня какого-то глобального вывода. Но у меня его нет. Я просто думаю, что и неудивительно, что у нас новых тренеров не появляется. Было бы странно, если б профессионалы возникали там, где отбор ведется без тени профессионализма.