Известный юморист, болельщик ЦСКА Михаил Грушевский назвал гениальным то преображение, которое произошло с «армейцами» по ходу сезона.
«Я хочу тебя порадовать! ЦСКА — чемпион. Мы выиграли у „Локомотива“ и стали чемпионами», — Михаил Грушевский, стоя у дверей раздевалки ЦСКА, делился с кем-то эмоциями от только что завоеванного чемпионства. Интересно, кем был этот кто-то, не смотревший такую игру? Но сам Михаил — преданный болельщик «армейцев» — пропустить её, естественно, не мог.
— Какая интрига! Даже не верится, что «армейцы» — чемпионы! — восклицал он после окончания игры. — Нереальный сезон. Причём для ЦСКА всё очень хорошо начиналось. Команда очень уверенно стартовала, и казалась, что она идёт по накатанной. И тут в октябре-ноябре случился просто-таки глубочайший провал. Многие болельщики уже решили для себя: ну всё, этот сезон надо забыть. На зимний перерыв команда ушла, заливая раны и считая потерянные очки. И болельщики рассуждали: каким будет ЦСКА? Пятым? Или даже ниже? Опустошение от попадания в эту яму было огромным.
— Что, на ваш взгляд, помогло команде выбраться из этой ямы?
— То, что ЦСКА, извините за нескромность, — великая команда. Одно дело, когда сезон идёт ровно. Ну один матч проиграли, ну два. А потом взяли и всё наладили, снова стали побеждать. Тут же был просто нереальный провал. Болезненные удары шли один за другим: 0:3 от «Спартака», 0:2 от «Терека», 0:2 от «Динамо». После того как весной ещё раз проиграли «Динамо», думаю, очень многие команды — и не только в России, но и в Европе — махнули бы рукой на этот сезон: забыть его как страшный сон — и дело с концом! И только несгибаемые коллективы, к числу которых я имею счастье относить мой родной клуб, в такие моменты не сдаются.
— Настоящее преображение.
— Это называется восстали из пепла! Из общей истерики, из брезгливости этих наших экспертов, которые всё знают заранее. Они уже начали не просто говорить, что в этом сезоне ЦСКА ничего не светит, но и что прошлогодний успех был случайностью — мол, повезло что проиграли АИКу, а в «Зените» были распри. Главным было — подвести идеологическую базу. Мол, нет на поле Думбия — и команда вообще ни на что не способна.
— Но Думбия же для ЦСКА действительно архиважен.
— Здорово, что Сейду в итоге поправился. Но вы пересмотрите матч с «Локомотивом». Думбия был закрыт, голевых моментов у него не было. Зато блистательный гол забил Тошич. И как отработала вся команда! Вся, до единого футболиста! На поле был единый организм. Все дышали чемпионским поставленным дыханием. Не было дисбаланса в линиях.
— Соперник у ЦСКА был не подарок.
— Было понятно, что с «Локомотивом» будет нереально тяжело совладать. Кучук выстроил замечательную игру в обороне, при которой команда всё контролирует от и до. Я знал, что наш гол может состояться в результате перехвата, потому что при позиционных атаках ЦСКА «Локомотив» совершенно блистательно держал оборону, очень компактно.
Был ещё момент у Дзагоева и на этом всё. А у наших ворот был этот довольно-таки случайный эпизод, когда мяч попал в штангу от перчаток Акинфеева. Но оборонялся «Локомотив» колоссально, очень сильно. И тут Зоран сделал свой перехват! И когда казалось, что он уже должен пасовать, он придумал этот удар, который я иначе как бильярдным не назову.
Кстати, раз уж я упомянул о другом виде спорта, замечу, что сам матч напомнил мне шахматную партию.
— Послевоенный ЦСКА называли командой лейтенантов. Какие звания вы бы дали игрокам за этот сезон, за эти 10 матчей?
— Давайте оставим звания для настоящих военнослужащих. Но ЦСКА заслужил уйму добрых слов в свой адрес. И ни один — даже самый яркий и восторженный — эпитет не будет чересчур пафосным. Команда заслужила превосходную степень оценок. То что было сделано — эта десятиходовка — это было гениально. Это высший уровень спортивного духа и абсолютно несокрушимой воли. А ещё веры в то, что если от тебя что-то зависит и ты это должен сделать, то ты это можешь сделать. Вот так команда и двигалась. Футболисты игнорировали абсолютно все разговоры о математических раскладах, о том, что будет при равенстве очков. Они просто выигрывали матч за матчем. Ну пусть теперь кто-нибудь это повторит.