Капитан сборной России и защитник ЦСКА объяснил, почему для армейских игроков не проблема уехать в Европу и посетовал об отсутствии Вагнера Лава в числе подопечных Луиза Фелипе Сколари
– Многие призывают досрочно разорвать контракт с Фабио Капелло. Удивились шквалу критики, который обрушился на тренера?
– На самом деле, нелестные слова говорят не только в адрес тренера, но и футболистов, РФС. За результат отвечают все. Нужно к этому относится спокойно. Получаем по заслугам…
– Вы бы лично хотели, чтобы итальянец доработал до 2018 года?
– Мое мнение здесь ничего не решает. Я футболист, мое дело – выходить и играть. А этот вопрос лучше адресовать РФС. Они приняли решение подписать соглашение до 2018 года. Это их право. Если меня продолжать вызывать в сборную, я, конечно, буду в нее приезжать. Нет – значит, нет.
– Но вам бы хотелось продолжить работу с Капелло?
– Да, конечно! Это великий тренер. Возможно, в сборной произойдут какие-то изменения. Посмотрим, что будет дальше.
– А действительно ли дисциплина в команде была чрезмерно жесткой?
– У каждого свой взгляд на дисциплину. Кому-то нравится одно, кому-то – другое. У меня нет желания обсуждать требования главного тренера. Есть жесткие наставники, а есть более лояльные – нормальное явление. Я привык к разным подходам.
– После этого чемпионата мира в очередной раз убедились в том, что российский чемпионат уступает европейским?
– Нет. Сейчас многие сетуют на то, что наши футболисты не играют в Европе. Но наша премьер-лига котируется в Европе где-то пятой-шестой. Да и отсутствие легионеров не самая большая проблема. Хотя, конечно, хотелось бы увидеть наших в Европе.
– Вы общались на тему отъезда в Европу с Дзагоевым или Щенниковым?
– Для футболистов из ЦСКА уехать в Европу не проблема. У нас нет заоблачных зарплат, как в других клубах. Так что за рубежом мы получали бы те же деньги. Это к разговору о том, что игроки не хотят терять в жалованье.
Проблемы в другом: готов ли зарубежный клуб заплатить серьезную сумму, допустим, за того же Алана? И хочет ли сам Дзагоев уезжать в другую страну. Не каждый рвется покинуть Родину, и играть в Европе на примерно таких же условиях. Получается, отъезд – личное дело каждого футболиста.
– А вас когда-нибудь звали в Европу?
– Конкретных предложений, вроде, не было, но ходили разговоры по поводу команд-середняков.
– Каким должен быть лимит на легионеров в России?
– Думаю, схема "10+15" оптимальна. Кроме того, необходимо ограничить приток иностранцев низкого уровня. Например, нужно, чтобы человек провел какое-то количество матчей за сборную.
– При схеме "10+15" на поле может одновременно оказаться 10 иностранцев. Вас это не смущает?
– Ну и что? Ничего страшного в этом не вижу. Российские футболисты должны быть готовы к конкуренции.
– Cборная России обыграла бы нынешнюю Бразилию?
– Не знаю… Мы же не так давно проводили с ними товарищеский матч. Сыграли вничью – 1:1.
– Но в двух последних матчах чемпионата мира бразильцы сильно разочаровали?
– Думаю, их игра не сильно поменялась по сравнению с групповым турниром. Просто стали попадаться сильные команды. По-моему, подопечные Сколари не должны были даже попадать в плей-офф. Эта самая слабая Бразилия из тех, которые я видел. Не даром, даже мы сыграли с ними вничью. Мне кажется, Хорватия была сильнее.
– Может быть, Бразилии не хватило Вагнера Лав?
– Думаю, он бы точно ничего не испортил.
– Игра какого защитника вызвала восхищение?
– Наверное, Хуммельса. Очень качественный игрок. В первую очередь он здорово обороняется, а потом уже подключается к атакам, играя головой. Сейчас мы нередко видим защитников, которые увлекаются подключениями, забывая о своих прямых обязанностях. В Германии такого нет.
– Вы в детстве играли на коробках?
– Конечно! Ведь я рос еще в СССР. Играл как на коробке, так и на футбольном поле рядом с домом. Оно, правда, было не очень ровным.
– Многие из тех, с кем вы тогда играли, стали профессиональными футболистами?
– Да.
– Например?
– Мой брат – Леха! Из моей команды 1982 года рождения шесть человек выступали в "Торпедо", а один вообще чемпион мира по пляжному футболу – Андрей Бухлицкий.
– Что вам, кстати, брат сказал после чемпионата мира?
– Сказал, что это была самая некрасивая игра сборной России за все время.
– А Леонид Слуцкий?
– То же самое.