Недавно Дмитрий Аленичев с грустью отметил отсутствие прогресса в игре одного из самых талантливых российских футболистов. Обозреватель Sportbox.ru обнаруживает в словах главного тренера «Арсенала» изрядную долю правды.
Про таких как Алан Дзагоев принято говорить: «его бог в макушку поцеловал». Семь лет назад субтильный мальчишка из академии Коноплева стремительно ворвался в стартовый состав одной из лучших команд страны. Удивительно, но сезон-2008 до сих пор остается лучшим в карьере полузащитника. Валерий Газзаев не побоялся бросать в пекло премьер-лиги 17-летнего юношу, доказавшего, что земля русская, а вернее кавказская, талантами не оскудела.
Он разрывал оборону «Спартака» в дерби, едва не становился спасителем сборной в Дортмунде, организовывал разгром «Депортиво», признавался лучшим молодым игроком страны. С тех пор Дзагоев почти не подбирался к своим показателям 2008 года: 16 (8+8) очков по системе «гол+пас» в чемпионате и 4 (3+1) в матчах Кубка УЕФА. Лишь чемпионский сезон 2012/13 в плане результативности получился для Алана действительно неплохим.
«Четыре-пять лет назад был уверен, что Дзагоев через год, максимум через два будет играть в топ-клубе в одном из ведущих чемпионатов. Сейчас смотрю на Алана — такое складывается впечатление, что он стоит на месте. Алан из тех, кто подавал надежды и их не оправдал — подчеркиваю, на данный момент», — с грустью отметил Аленичев в интервью «Спорт-Экспрессу».
Все мы знаем, чьими проблемами являются наши ожидания. Но не очароваться юным Дзагоевым было невозможно. Девизами российского детского и юношеского футбола вот уже сколько лет являются фразы «сыграй попроще», «не ошибись», «выбей подальше». Нацеленность на результат тренеров не позволяют развить в мальчишках их природный дар. Алану каким-то чудом удалось не впитать этот скучный рационализм, а может просто люди на пути в ЦСКА ему попадались совсем нетипичные для нашего футбола. Дзагоев, зажатый в тесные рамки установок, теряет половину своего потенциала. Кажется, именно это происходит с ним в последнее время. При этом критиковать Слуцкого за это сложно: за тренера говорят результаты команды.
Сам Леонид Викторович однажды уже объяснил причину, по которой былой яркости от Алана ждать не приходится. По мнению тренера, виной всему физиология: взрослея игрок потерял прежнюю легкость, зато прибавил в выносливости. Пускающегося в дриблинг Дзагоева теперь можно увидеть все реже, скорее, он предпочтет отдать мяч назад, чем рискнет потерять его. Кто-то, как, например, Аленичев обвинит Дзагоева в пресловутом желании сыграть попроще, Слуцкий же назовет это зрелостью и рационализмом. Понять можно и того, и другого. Аленичев в свое время сам был далеко не последним игроком в российском футболе. Ему должно быть особенно обидно, когда из талантливой креативной «десятки» пытаются сделать очередного качественного центрального хавбека. Добротных полузащитников, выполняющих в том числе и черновую работу, у нас всегда хватало, а вот тех самых «поцелованных богом» игроков становится все меньше. За последнее десятилетие кроме Андрея Аршавина и вспомнить некого.
По словам самого Дзагоева, в игровом плане он чувствует себя более комфортно при отсутствии жесткой конкуренции. Несмотря на все взросление Алана, ему по-прежнему необходимо абсолютное тренерское доверие и уверенность в том, что в следующем матче он обязательно сыграет. С приходом Еременко и Натхо такой уверенности становится все меньше. Новички заняли позиции, на которых в последнее время использовали Дзагоева: за место под нападающим и вакансию второго центрального хавбека пришлось биться с очень сильными конкурентами.
Теперь Дзагоева все чаще можно увидеть на левом фланге, где ему явно тесно и некомфортно. Отсюда и более чем скромная статистика в чемпионате и Лиге чемпионов: лишь один гол и три передачи в 16 матчах. Алан, вообще не любит, когда его зажимают: будь то слишком ретивый соперник или тренер, отправляющий его на некомфортную позицию. Таким художникам нужна свобода, а в очень правильной команде Слуцкого в этом плане все жестко. Каждый четко знает свой маневр, а импровизация допускается разве что в завершающей стадии. Примерно такие же порядки и в сборной Капелло, в которой функции Дзагоева так же ограничены, а любая самодеятельность строго карается.
После провального для сборной, но очень удачного для Дзагоева Евро-2012 в прессе начали мелькать сообщения о заинтересованности в россиянине многих известных европейских команд. Автора трех мячей на чемпионате Европы сватали в «Боруссию», «Тоттенхэм» и много куда еще, но никакой конкретики эти разговоры так и не приобрели. Сейчас нет даже слухов о возможном отъезде Дзагоева за границу. Между тем, такой вариант для развития его карьеры представляется едва ли не оптимальным. О чем все в том же интервью говорил Аленичев:
«Не знаю ситуации в ЦСКА, есть или нет предложения из-за границы, а если есть — хотят ли его отпускать. Мне это неизвестно. Но то, что с Аланом происходит в последний год, меня разочаровывает. Мне небезразлично, что никто, кроме Черышева, не играет на высоком уровне за границей».
Высокая трансферная стоимость Дзагоева и контракт с ЦСКА до 2019 года осложняют осуществление подобного трансфера. С другой стороны, в армейском клубе всегда шли навстречу пожеланиям игроков, решивших попробовать свои силы в Европе. 24 года — отличный возраст для того, чтобы испытать новый опыт в своей жизни, а рисковать Алан наверняка еще не разучился.