ПФК ЦСКА вопреки всем скептическим прогнозам вышел в финал второго по значимости европейского турнира, хотя еще недавно казалось, что подобное для российских клубов практически недостижимо.
Финал
18 мая 2005 года. Лиссабон. Стадион «Жозе Алваладе». 48 000 зрителей.
«Спортинг» (Лиссабон, Португалия) — ПФК ЦСКА — 1:3
Голы: Рожерио, 29 (1:0). А. Березуцкий, 56 (1:1). Жирков, 65 (1:2). Вагнер Лав, 75 (1:3).
«Спортинг»: Рикарду, Барбоза, Бету, Мигель Гарсия, Энакархире, Моутинью (Угу Виана, 88), Рожерио (Дуала, 80), Рошембак, Тельо, Лиедсон, Са Пинту (Никулае, 73).
ПФК ЦСКА: Акинфеев, А. Березуцкий, В. Березуцкий, Игнашевич, Одиа, Алдонин (Гусев, 86), Жирков, Карвалью (Шемберас, 82), Рахимич, Вагнер, Олич (Красич, 67).
Предупреждение: Барбоза, 14.
ПФК ЦСКА вопреки всем скептическим прогнозам вышел в финал второго по значимости европейского турнира, хотя еще недавно казалось, что подобное для российских клубов практически недостижимо.
В весенней стадии Кубка УЕФА армейцы преодолели многие трудности: команде приходилось проводить домашние матчи в Краснодаре, после полуфинала с «Пармой» клуб в КДК УЕФА отстаивал право играть в финале, а сам решающий матч проходил на домашнем стадионе соперника.
«Каждому матчу предшествовало интересное событие, — вспоминает Алексей Березуцкий. — Перед «Бенфикой» объявили, что задача — победить в Кубке УЕФА, в Белграде в игре с «Партизаном» было очень плохое поле, не до конца готовое. С «Осером» во втором матче, выиграв крупно дома, мы уже к 10-й минуте проигрывали. Были ещё проблемы с «Пармой». Так что каждая стадия помнится очень хорошо».
Лиссабон в дни перед матчем буквально жил ожиданием предстоящего праздника. «Спортинг» был фаворитом финала, а шансы ПФК ЦСКА оценивались как невысокие. Так что в городе вовсю готовились отметить домашний триумф «львов». Даже на предматчевом совещании в основном обсуждали, как «Спортинг» будет праздновать победу, каким маршрутом поедет с Кубком и другие детали торжества.
«Прекрасно помню все стадии, всех соперников, — рассказал Сергей Игнашевич, который был капитаном команды в то время. — Особняком, конечно, стоит финальный матч. О нём можно рассказывать долго! Думаю, все ребята, кто участвовал в этом матче, запомнят его на всю жизнь. Будут вспоминать о нём и через 10 лет, и через 20, и через 30. Помню, что после кубкового матча в Питере, в котором Оличу сломали нос, мы за неделю до финала Кубка УЕФА поехали в какую-то деревушку под Лиссабоном. Там мы занимались на поле в сосновом лесу. Я, как и Олич, был травмирован, и мы не тренировались полноценно, а бегали по кругу. Бегали, разговаривали и мечтали о том, как выиграем кубок и что будем с ним делать. За столом, в раздевалке, на поле все разговоры были посвящены предстоящему матчу».
...И вот настал день, который ждала вся Россия. Ждала с небольшой, но все-таки надеждой. Потому как даже самые отчаянные оптимисты понимали, что выиграть в решающем поединке на чужом, в прямом смысле слова, поле представлялось делом невероятно трудным.
Матч складывался для ПФК ЦСКА чрезвычайно тяжело. В первом тайме Рожерио вывел хозяев стадиона вперёд, и в целом действия красно-синих не слишком получались. Натиск «Спортинга» начался с первых минут, соперник подал несколько угловых, а армейцы допускали слишком много ошибок и не чувствовали той уверенности, которую показывали в предыдущих матчах. Хотя под занавес первого тайма после классной комбинации с участием Карвалью, Олича и Вагнера Лава у последнего был стопроцентный момент, но удар у него вышел слабый и неточный.
«Пропускать всегда неприятно. Но помню, что и у нас был верный момент в конце первого тайма, — вспоминает Игорь Акинфеев, — который мы не использовали. Мы все люди, на футбольном поле в голове тоже бывают мысли. И после того эпизода подумалось, что такого момента может больше и не быть. Мы не провалили первый тайм, но немного испугались. Даже не «Спортинга», а накала, атмосферы. Когда выходишь из подтрибунного помещения, видишь Кубок УЕФА, надменные лица 45 тысяч зрителей и команды-соперницы невольно становится не по себе»...
После первой половины игры у многих наверняка крутилась в голове мысль: «в финале сыграли – уже хорошо». У многих, но только не у игроков и тренеров клуба. Хотя переломным моментом многие считают гол Алексея Березуцкого, который сравнял счёт, поистине поворотной точкой стал перерыв, которым главный тренер Валерий Газзаев воспользовался сполна.
«В перерыве Валерий Георгиевич нас немного расслабил, — сказал Алексей. — Сказал, что надо постараться сыграть в свою игру. Мы проигрывали 0:1, но во втором тайме игра была совершенно другая».
Армейцы начали выравнивать ситуацию, а спустя 10 минут после свистка на второй тайм случился тот самый гол Березуцкого. Красно-синие заработали штрафной на правом фланге. Жирков пробежал мимо мяча, Карвалью подал, Алексей пробил головой и мяч с отскоком от земли залетел в ворота!
«Конечно, какой-то удар был, но нельзя сказать, что я сильно выпрыгнул. Был один и мяч направлял прицельно, — вспоминает Алексей. — Очень хорошо, что получилось пробить именно так, от земли, и вратарь не справился с ударом».
«Мне на поле было не очень хорошо видно, как Лёша забил, всё-таки находился в 90 метрах от эпизода. Потом посмотрел момент — кажется, Лёха до сих пор сам не понимает, как забил этот мяч! Я таких голов лет пять-шесть не видел, чтобы головой забивали с отскока от газона», — говорит Акинфеев.
Гол открыл команде новое дыхание, армейцы начали бежать вперёд с большим азартом, и вскоре повели в счете. Карвалью принял мяч в центре, развернулся, и перед тем, как защитник ударил его по ногам и свалил, бразилец успел выдать изумительную проникающую передачу на Юрия Жиркова, оказавшегося на месте центрального нападающего. Молодой армеец подстроился под мяч и отправил его между ног вратарю — рискованно, но точно!
Спустя несколько минут армейским болельщикам, которые и так уже не находили себе места, пришлось схватиться за сердце: Рожерио едва не забил с метра, но непостижимым образом угодил в штангу.
Футбольная примета «не забиваешь ты — забивают тебе» в этом эпизоде сработала в полной мере. Сразу после отскока мяча от штанги Акинфеев забрал его и собрался было ввести игру рукой. Но через мгновение голкипер передумал — краем глаза он заметил открывшегося Карвалью — и ногой выбил мяч точно на ход плеймейкеру.
Бразильский дуэт положил конец всем надеждам «Спортинга». Даниэль прошёл с мячом вперёд, отвлекая на себя защитника, и выдал прострел на Вагнера. Рикарду вышел на мяч, но не дотянулся до него, и Лав издевательски вколотил его в оставленные пустыми ворота. 3:1!
«До сих пор помню свои эмоции — ни с чем не сравнимые. Один из самых счастливых дней в жизни! — признаётся генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев. — Матч складывался неудачно, и когда Березуцкий забил гол, первая мысль, которая посетила — уже хоть достойно сыграли. Что происходило дальше — помню смутно. Не верилось, эмоции захлёстывали. Практически вся трибуна, где находились представители ПФК ЦСКА и болельщики нашего клуба, стоя досматривала матч. Причём не с 80-й минуты, а с гола Алексея.
Мы почувствовали, что что-то переломилось, что команда раскрепостилась, поверила в то, что она может сделать это здесь и сейчас. «Спортинг» тоже ощутил этот натиск и был подавлен тем, что ничего не может противопоставить команде, которая обрела второе дыхание. Голы Жиркова и Вагнера — неописуемый восторг! Обнимались все со всеми, кричали, всё, что было под руками летело вверх. Это было коллективное радостное безумие!»
18 мая 2005 года вошёл в историю. Пока команда вне себя от счастья носилась с полученным 15-килограммовым трофеем на поле стадиона в Лиссабоне, толпы болельщиков в Москве вышли на улицы отмечать великий успех армейцев, который разделил весь российский футбол на «до» и «после».